«Училище - это моё всё», - отвечает он, поразмыслив над вопросом, что значит авиационное училище в его жизни. При этом Виктор Давидович не скрывает, что изначально мысль о педагогической, а уж тем более хозяйственной деятельности (чем он занимается в последние годы) приводила его в ужас, ведь с детства он мечтал стать боевым лётчиком. Виктор блестяще окончил московскую спецшколу, но сбыться мечте было не суждено - подвело зрение... Жизнь много раз строила на его пути преграды, но сильного человека трудности только закаляют.
Через годы, через расстоянья
Виктор Шпрах, его дети и внуки отличаются недюжинными способностями к математике, обладают тонким слухом и поэтическими задатками. Сын Владимир сегодня возглавляет Иркутский институт усовершенствования квалификации врачей. На досуге он классно играет на фортепиано. Дочь Людмила - одна из самых известных радиожурналистов области. Самого Виктора Шпраха в подростковом возрасте танцоры приглашали в хореографическое училище при Большом театре, а задачки по математике он решал просто так, для удовольствия.
- Способности и умение преодолевать трудности передались от моих родителей, коренных московских интеллигентов, - говорит Виктор Давидович. - Мой отец ещё до революции, выдержав огромный конкурс, поступил и с отличием окончил исторический факультет знаменитого Варшавского университета. Свободно владел несколькими языками. Мама окончила Киевский педагогический институт по специальности «дошкольное образование» и была фактически у истоков создания в нашей стране того, что сегодня называется детские сады.
Во время гражданской войны отец служил в Красной армии и дослужился до комбрига. Свою жизнь он посвятил педагогической деятельности. Мама была заведующей районным отделом народного образования столицы и депутатом районного Совета депутатов трудящихся. Одним словом, люди были умнейшие и заслуженно уважаемые. К сожалению, это не помешало завистникам оклеветать их в 1937 году. Обоих исключили из партии и перевели на менее ответственную работу. Однако они ни на секунду не переставали верить в справедливость и не растеряли жизнелюбия. В нас - своих детей - они вкладывали всё душевное тепло. И мы не огорчили их. Сестра стала известным невропатологом, брат снискал славу прекрасного тренера по настольному теннису. Я же с детства хотел быть военным. Читал книги о войне, занимался в военно-спортивных кружках. Мечту о небе в моей душе посеял мой старший товарищ Виктор Хлопотин. Он окончил спецшколу ВВС и авиаучилище, а потом ушёл на фронт. За героизм, проявленный в боях, он был удостоен звания Героя Советского Союза. «Вот что значит окончить спецшколу! - с гордостью за Витьку говорил я. - Обязательно буду лётчиком».
С началом Великой Отечественной войны мать направили возглавить детский интернат в Горбатов, на Оке, и она увезла меня с собой. В городе располагался крупный госпиталь, поэтому было очень много военных. Естественно, что мы, мальчишки, не могли думать ни о чём другом, как скорее попасть на фронт. Тем не менее возможность исполнить в меру сил свой гражданский долг у нас была. Из способных ребят были сформированы творческие коллективы. В свободное от учёбы время мы выступали перед ранеными бойцами и, нужно сказать, относились к этому очень серьёзно.
Окончив седьмой класс, я с товарищем направился в Горький, поступать в спецшколу ВВС. На медкомиссии я узнал о своём роковом недостатке - дальтонизме. Точнее цвета я всё-таки различал, но, по мнению медиков, недостаточно. Пришлось вернуться обратно в интернат и проучиться ещё год, а потом рванул в Московскую спецшколу ВВС. В этот раз я заблаговременно выучил наизусть проверочную таблицу цветоощущения и был зачислен в 9-й класс спецшколы. Тогда, в 1943 году, сами понимаете, времена были тяжёлые. Спецшкола находилась в эвакуации в Тюменской области. Мы жили в бараках, спали на нарах. Из-за нехватки дров в помещении было очень холодно. Вместо супа нас кормили горячей водой с несколькими ломтиками кормовой свёклы, хлеб видели два раза в неделю. Спасал от голода находившийся неподалёку мясокомбинат. Мяса, правда, не видели, зато иногда на второе давали котлеты из запечённой крови. Одеты были также во что попало. Помню, однажды у ботинка оторвалась подошва, и я среди зимы фактически босиком ходил.
В Москву спецшкола вернулась только в 1944 году. Нам тогда показалось, что мы попали в рай - всех одели в новенькую офицерскую форму, стали кормить отличной пищей, привлекли лучших столичных педагогов. Мы стали походить на настоящее воинское подразделение со всей атрибутикой. В преддверии выпуска вся страна праздновала День Победы. Нас, одетых по-военному, но ни разу не «нюхавших пороху» пацанов, совершенно незнакомые люди обнимали и поздравляли как победителей...
Сдав экзамены, Виктор Давидович подал документы в авиационное училище, но снова подвело зрение. Это было крахом его мечты связать жизнь с небом. Окончательным потрясением стало известие, что его и сотоварищей по несчастью решено направить в Вольскую школу авиамехаников.
- Прощались мы со «спецами», уезжающими в лётное училище, с болью в сердце и откровенной завистью. Уже потом я узнал, что многие из них стали отличными лётчиками, а двое - Володя Комаров и Лёва Дёмин - космонавтами. Нам же предстояло пережить нелёгкое время. Нас, «спецов», красу Москвы, щёголей, одетых в замечательную офицерскую форму, кавалеров, которых приглашали на балы в женскую правительственную гимназию, переодевали в «обмотки», грязную робу и читали мораль: забудьте о девушках, сладком и всякой интеллигентности... К счастью, нам повезло. Главком ВВС постановил перевести нас на учёбу в Харьковское военное авиационно-техническое училище. Мы были первые «спецы», которых приняли в авиационно-техническое училище.
Годы учёбы для Виктора Давидовича прошли на одном дыхании. Окончание училища и присвоение офицерского звания стало для него большим праздником. Первый отпуск он посвятил тому, что щеголял в форме перед знакомыми и родственниками. Откровенным разочарованием наш герой называет известие о распределении в Иркутск. Для коренного москвича Сибирь воспринималась не иначе, как медвежий край, чужой и холодный. Он даже попросил мать воспользоваться своими связями, чтобы избежать этого удела. В управлении кадров ВВС обещали помочь, но решение затягивалось, и ему посоветовали ехать в Иркутск и ждать приказа о переводе. Однако кадровики благополучно забыли о молодом лейтенанте. А он, приехав в столицу Восточной Сибири, вскоре обжился и, что называется, прикипел к городу всей душой.
Новая родина
- Прибыл я в Иркутск в начале декабря 1947 года. Первым испытанием для меня стало представление начальнику школы Щелочилину. За строгость и заботу о подчинённых его уважительно называли батей. Бегая по кадровикам в управлении ВВС, я прилично опоздал и ждал справедливого нагоняя. Но он всё внимание сосредоточил на моих документах, много спрашивал, какие самолёты я изучал и как учился. Первый же месяц моей работы ознаменовался серьёзным упущением. Я был назначен дежурным по аэродрому и всю ночь не имел право сомкнуть глаз. Однако бессонная ночь накануне дала о себе знать, и, как назло, в эту же ночь на работе засиделся начальник цикла. Он сидел у себя в кабинете и периодически спускался перекурить. В один из выходов он застал меня спящим, незамедлительно разбудил и отчитал. Мне было очень стыдно, но спустя какое-то время я снова отключился, и начальник снова стал свидетелем этого «преступления». Признаться, я ожидал самого строгого наказания после наряда, но ничего подобного не было. Он даже никому не рассказал о случившемся. С одной стороны, это порадовало меня, с другой, многому научило.
На всю жизнь запомнились экзамены, предшествовавшие допуску к занятиям. Мне было дано задание заменить камеру основного колеса на самолёте ТУ-2, и это на сорокаградусном морозе. После приёма работы старший преподаватель собрал всю эскадрилью - человек 15 - и начал задавать вопросы. Испытание длилось около двух часов, но это не было избиением младенца. Обстановка была исключительно доброжелательной, а сама проверка больше напоминала двустороннюю беседу.
Так началась педагогическая работа Виктора Давидовича. Он преподавал различные специальные и общетехнические дисциплины. Занимал должности от инструктора практического обучения до старшего преподавателя по эксплуатации самолётов и начальника самолётного цикла. В 1975 году Виктору Давидовичу предложили стать заместителем начальника училища по инженерно-авиационной службе. Решение о переходе на новое место далось нелегко - взамен было необходимо расстаться с преподавательской деятельностью. Данная должность была введена в инженерно-технических вузах впервые, поэтому начинать приходилось, что называется, с чистого листа.
- Я должен был заняться организацией работы по созданию учебной и научно-исследовательской базы, руководством учебно-производственной и аэродромной практикой. В это время училище «кипело», работая в двух режимах - высшего и среднего училища. Большинство руководящего состава цикла и часть преподавателей не выдерживали и увольнялись. На их место прибывали новые люди - преподаватели и выпускники высших военных училищ. Сменился руководящий состав училища, многие не знали, что делать и с чего начинать. Некоторые случаи своей работы можно вспоминать, как анекдоты. Помню, как при посещении руководства квартирно-эксплуатационного управления округа меня спросили: «Есть ли в училище АПЗ на строящийся дом?» Вопрос застал меня врасплох. Я ответил, что есть, не понимая, о чём идёт речь. Только найдя АПЗ на другой дом, я узнал, что это архитектурно-планировочное задание.
Сегодня я с гордостью могу констатировать, что проделана огромная работа. Созданы один из лучших в стране учебный аэродром, ангар-лаборатория и станция испытания авиационных двигателей. Построены новые учебные корпуса, общежития для курсантов и жилые дома для офицеров. Конечно, во всём этом титаническом труде помогала семья. Я вообще считаю себя счастливым человеком - любимая работа, любимые жена и дети.
В 1988 году я уволился из рядов Вооружённых сил и возглавил работу отделения развития фондов училища. За эти годы продолжало строиться жильё для офицеров и инженерные сети. Строительство учебных объектов, реконструкция, капитальный и текущий ремонт зданий училища не прекращаются ни на день.
Вчера в ИВВАИУ отмечали 60-летие профессиональной деятельности полковника в отставке В.Д. Шпраха. Благодарили его за громадный вклад в развитие училища. Пожелали ему здоровья и благополучия. «Я люблю своё училище, которое выросло на моих глазах, - сказал Виктор Давидович в ответной речи. - Люблю его людей, учебные кафедры и коридоры. Горжусь историей училища, его достижениями и успехами в подготовке военных авиационных специалистов, в решении учебных и научных задач, строительстве и реконструкции зданий. Я готов и дальше в меру своих сил и возможностей участвовать в решении сложнейших задач, стоящих перед училищем».