Эпоха деревянных самолетов и железных людей
Дата: 04/05/2011
Тема: Статьи ИВАТУшников


80-летию уничтоженного вуза посвящается

Климент Ефремович Ворошилов слов на ветер не бросал. 1 мая 1931 года вышел приказ № 55 по Военно-Воздушным Силам Рабоче-Крестьянской Красной Армии о создании 4-й военной школы авиатехников(ВШАТ)в Иркутске.

Формирование школы было поручено бригадному комиссару Ивану Ивановичу Михайлову, человеку твердой революционной закалки. Он был одним из создателей Объединенной школы летчиков и авиатехников в Вольске, что под Саратовом. Там его команда приступила к работе в июне 1928 года, и уже в октябре (через четыре месяца!) начались учебные занятия. Неудивительно, что именно Михайлову поручили формирование школы авиатехников в Иркутске.

Задача была поставлено предельно ясно: с января 1932 года приступить к подготовке специалистов. То есть Михайлову отвели полгода, чтобы «оживить» руины заброшенной царской стройки и наладить учебный процесс... Задача представляется невыполнимой даже с позиций нынешнего времени, богатого всевозможной строительной техникой. Каково же было в разрушенном гражданской войной городе, когда самым мощным «самосвалом» была запряженная лошадью телега??? Но то была удивительная эпоха деревянных самолетов и железных людей! Ценою невообразимых усилий план был выполнен. Уже в начале октября 1931 г. Михайлов отослал в Москву свои «Сообра¬жения по развертыванию 4-й Военно-технической школы ВВС РККА», где докладывал, что школа может «довести в июне 1932 г. пере¬менный состав до 1200 человек, а в декабре 1932 г. -- до 2000 человек».

Девушки мужской профессии

Как и планировалось, в январе начался набор, и 13 февраля 1932 г. первые курсанты Четвёртой Военной школы авиатехников приступили к занятиям. Это были дети рабочих и крестьян, бывшие красноармейцы, преисполненные пламенного желания освоить авиационную профессию. Но многие из них имели за плечами всего лишь пять классов школы. Поэтому срок обучения пришлось увеличить: необходимо было дать будущим специалистам хотя бы минимум необходимых общеобразовательных знаний. Первоначально предполагалось готовить техников за один год. Фактически курсанты первого набора обучались два года и выпустились только 15 декабря 1933 г.

Любопытно, что в первом наборе было около тридцати девушек. Одна из них, Софья Озеркова, была оставлена при Иркутской ВШАТ сначала инструктором, а затем -- преподавателем моторного цикла. Во время войны она добилась отправки на фронт, и вместе с легендарной Мариной Расковой приняла участие в создании женского ночного бомбардировочного полка. Озеркова прошла всю войну, была бессменным старшим инженером полка. Она первой в инженерно-авиационной службе ВВС внедрила прогрессивный метод организации обслуживания самолетов, который впоследствии распространился в авиачастях под названием «озерковского».

Плановый набор девушек остался уникальным явлением в истории ИВАТУ. С 1933 года женщинам запретили обучаться в военных школах, исключение было сделано лишь во время войны.

Смертельный «подарок» строителей

Восстановление недостроенных корпусов было поручено «Военстрою». Других организаций, способных выполнить эту работу, в Иркутске просто не было. Увы, дурная традиция отправлять в военные строительные подразделения тех, кто оказался не годен ни в какие другие войска -- одна из древнейших в российской армии! Военстрой в сроки уложился, но сделал все настолько топорно, с таким низким качеством, что последствия не заставили себя ждать.

22 ноября 1932 года около 9 часов вечера в южном крыле корпуса №1 обвалилось чердачное перекрытие. От удара проломился пол второго этажа, вся масса обломков рухнула вниз до самого подвала. Погибли восемь человек, пятеро получили тяжелые увечья. Такой страшной оказалась плата за разгильдяйство строителей. К счастью, большинство курсантов в момент катастрофы находились, как тогда говорили, «на штурме стройки», иначе жертв было бы во много раз больше.

Курсантов пришлось срочно расселять -- часть в палатки, часть -- в комендатуре учебного аэродрома, часть -- в Красных Казармах, часть -- в лабораториях и коридорах учебного корпуса. Занятия проводились прямо в спальных помещениях. Учебная нагрузка не снижалась.

После трагедии в школу зачастили различные инспекции, установившие аварийное состояние еще нескольких зданий, грозивших обрушением. Только что сданные объекты предстояло ремонтировать заново.

Знамя

Судя по всему, ноябрьская катастрофа стала причиной того, что комбриг Михайлов был переведен к новому месту службы. Ему на смену в августе 1933 года прибыл инспектор авиабригады Павел Григорьевич Фесенко. В Гражданскую Фесенко командовал дивизией, был награжден орденом Красного Знамени. Бывший комдив немедленно включился в работу. Наладилось планирование учебного процесса, улучшилось снабжение. Ремонтировались и постепенно вводились в строй корпуса. Были построены плавательный бассейн и парашютная вышка, оборудованы мастерские.

В 1936 году школе торжественно вручили Боевое знамя части с надписью «4-ая Военная школа авиационных техников». После -- тысячи авиаторов принимали военную Присягу и маршировали на выпускном параде с этим знаменем во главе колонны... До сих пор не укладывается в голове, что можно было одним устным приказом оборвать судьбу уникальнейшего вуза, а овеянное славой Боевое знамя -- сделать музейным экспонатом!

В далеком 1936 году, когда перед восторженными глазами курсантов и офицеров впервые развернулось на ветру алое полотнище, будущее школы виделось совсем иным. Из ее стен выходили специалисты по авиационным моторам, вооружению и оборудованию. Отзывы из строевых частей были отличные: иркутские механики и техники -- хорошо подготовленные специалисты. Они быстро входят в строй, легко переучиваются на новые типы самолетов. А еще они -- закаленные, выносливые, надежные. Одно слово -- сибиряки!

Грозовые годы

В 1938-м году комбриг Павел Григорьевич Фесенко был репрессирован. (Накануне Великой Отечественной войны Фесенко был освобожден и реабилитирован. В 1942 году возглавил одну из кафедр Академии командно-штурманского состава ВВС (впоследствии -- академия им. Ю.А.Гагарина). В числе лучших преподавателей был награжден орденом Отечественной войны). На смену арестованному П.Г.Фесенко на должность начальника ВШАТ прибыл участник гражданской войны, военинженер 2-го ранга Константин Васильевич Иващенко. В том же 1938-м году школа была переименована в Иркутское военное авиационно-техническое училище (ИВАТУ). Иркутск впервые услышал это новое название, но основательно прижиться оно не успело: накануне войны, в феврале 1941 года ИВАТУ было перенацелено на подготовку авиамехаников. Сроки обучения сократились, наборы увеличились, а название вновь поменялось: теперь училище стало называться Иркутской военной авиационной школой авиамехаников (ИВАШАМ). С этим названием оно встретило Великую отечественную войну.

Подготовленные в Иркутске авиамеханики направлялись на фронт, в боевые авиаполки. Многие переучились на летчиков и штурманов. Некоторые оказались в других родах войск -- в пехоте, в танковых частях, во флоте. 14 выпускников ИВАШАМ стали Героями Советского Союза за подвиги, совершенные в годы войны...

29 мая 1942 г. в должность начальника школы вступил воен¬ный инженер 1-го ранга Иван Михайлович Щелочилин. С его именем связана целая эпоха. Труднейшие годы войны и послевоенное освоение реактивной техники легли на его плечи. Вплоть до 1960 года, без малого 20 лет Иван Михайлович командовал училищем. При нем ИВАШАМ вновь приобрела статус авиационно-технического училища. При нем ИВАТУ приобрело особый вес в городе, а название училища стало одним из иркутских топонимов. Бывшие курсанты, самым юным из которых сегодня уже прилично за 70, с уважением и благодарностью вспоминают своего грозного, но справедливого «Батю».



Продолжение следует.

Андрей Давыдов, для "Копейки". Использованы материалы книги «Мы — ИВАТУШНИКИ» и фотографии сайта http://ivatushniki.ru

Подписка на новости Иватушники.РУ



Это статья ИВАТУШНИКИ.RU
http://ivatushniki.ru

URL этой статьи:
http://ivatushniki.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=520