Про патриотизм и ржавчину
Дата: 22/02/2010
Тема: Музей авиации на УА


В канун мужского праздника принято рассказывать о подвигах и военной славе.Повод есть: наш бывший соотечественник и выпускник ИВАТУВиктор Талпа за рубежом сохраняет то, что принято считать советским воинским достоянием.

Бортинженер на собственные деньги создал музей авиации, перекупая списанную технику, которой в мире осталось не так много. Сегодня это собрание советских самолётов одно из крупнейших за пределами СНГ. Прямо в сердце антирусской Латвии, на рижском аэродроме. В это же время иркутские самолёты, которые составили бы честь многим авиационным музеям, зимуют на аэродроме теперь уже несуществующего училища.

Как это было

Идея создать на базе расформированного ИВВАИУ музей авиации к 350-летию Иркутска появилась осенью прошлого года. Тогда отправлять в Воронеж технику, которая больше 50 лет из разных городов слеталась на учебный аэродром училища, оказалось затратно и ненужно. Удастся ли хоть таким образом сохранить память об одном из старейших военных училищ страны, сейчас неизвестно.

В нашем музее авиатехники могло быть двадцать четыре машины, почти все прилетели в Иркутск своим ходом. Как рассказали бывшие работники аэродрома, из всей техники станут экспонатами музея десяток образцов.

«Одни самолёты отправили в утиль, чтобы они не повторялись в экспозиции. Другие не успели спасти. Когда началось расформирование, большую часть собранной за полвека лучшей в стране боевой техники решили уничтожить. Поэтому утилизаторы варварски срезали двигатели и оборудование, содержащие драгоценные и цветные металлы, - рассказал бывший работник ИВВАИУ, попросивший не называть его имя. - Когда не могли добраться до нужных приборов, бесцеремонно отрубали всё, что мешало. Для сравнения, если бы приборы снимались с целью сохранить машину для выставки, на каждый самолёт уходило бы не меньше месяца». На месте многих самолётов, по словам работников училища, сейчас груды металлолома. И если через несколько лет посетитель будущего музея спросит, почему он не увидел в Иркутске знаменитый МиГ-29, вот ответ на его вопрос.

Разве что с климатом повезло

Уникальный ИЛ-76 МД удалось спасти чудом. «Такой самолёт, возможно, сегодня не имеет равных в своём классе в стране, - рассказывает бывший сотрудник училища об одном из любимых экспонатов. - Этот буквально рукотворный борт когда-то базировался на Кубе. Там он использовался для радиоэлектронной борьбы, боевая машина «глушила» радио- и телесигналы». Самолёт-постановщик помех в своё время пытались забрать в Жуковский, но иркутянам удалось его отстоять. Теперь бывалой машине повезло во второй раз: о решении создать музей стало известно как раз в тот момент, когда утилизаторы снимали с неё первый двигатель…

Российские города, где есть первая модификация ТУ-22 и ТУ-22М, можно пересчитать по пальцам. Судьба этих самолётов дальней авиации в Иркутске сейчас под вопросом. Специалисты считают, что не сохранить в городе экспонат, который сегодня можно увидеть только в Рязани, Жуковском и Монино, для города и горожан - колоссальная потеря. Как и потеря СУ-17, редкий экземпляр которого ещё хранится на аэродроме бывшего ИВВАИУ. К счастью, пока в хорошем, «музейном» состоянии.

Когда училище уже расформировывали, техника со всей страны ещё приходила. Например, из Комсомольска-на-Амуре прилетел СУ-27 в поисках последнего пристанища.

Примечательно, что у нас в стране и военная техника, не говоря о музейной, хранится под открытым небом. Это у американских коллекционеров принято скупать в Восточной Европе советские МиГи, реставрировать и прятать в ангары. На базе расформированного училища есть бесхозный маленький МиГ-15, за который многие зарубежные поклонники не пожалели бы денег. У нас его хотели восстановить, но сейчас разговоры о том, чтобы ремонтировать исторический самолёт в тёплом ангаре, да ещё и не одну неделю, кажутся смешными. Хорошо бы просто сберечь то, что меньше пострадало.

Впрочем, есть во всей этой непраздничной истории и удачный момент: с климатом нам повезло. Металл в сибирских условиях окисляется медленно. Самолёты можно лет на пятьдесят оставить на голой земле (причём как целые, так и разрезанные), и нипочём - потом хоть на выставку. Нержавеющий такой патриотизм получается…

Комментарий: Борис Макарович Макаров, инженер-пилот первого класса гражданской авиации, академик АБОП (Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка): «Почему начали резать самолёты? Министерство обороны якобы выставило технику на аукцион, о результатах которого должна была написать «Красная звезда». На деле этого не произошло. Неизвестная фирма купила самолёты на металлолом. Никаких официальных постановлений не было, и машины начали резать по звонку. В апреле наша инициативная группа составила ходатайство к прежнему губернатору области, но отдать довелось только Дмитрию Мезенцеву. После его встречи с министром обороны было принято решение запретить резать самолёты. В середине января в Москву отправили письмо с подписью губернатора. Теперь мы просто ждём разрешения, чтобы получить самолёты в свою собственность. Вопрос с хозяином музея тоже пока решается: вероятно, собрание техники примет под крыло аэро­порт Иркутск». http://irk.aif.ru/irkutsknews/article/11312



Подписка на новости Иватушники.РУ



Это статья ИВАТУШНИКИ.RU
http://ivatushniki.ru

URL этой статьи:
http://ivatushniki.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=382