Душкин Юрий Степанович
Дата: 22/01/2010
Тема: Вспомним всех поименно


Обширный край – Сибирь. Ему посвящено творчество Юрия Степановича Душкина. Широк и спектр человеческих судеб, охваченных исследованиями Юрия Степановича. Многие субъекты исторических записок Юрия Душкина извест-ны, неоднократно описывались другими авторами. Но своеобраз-ный стиль работ Юрия Степановича не позволяет обойти их при изучении истории любой поднятой им темы.





На первый взгляд может показаться, что многочисленные от-ступления и сведения, не имеющие прямого отношения к вопросу статьи, только загромождают материал и отвлекают от освещае-мой темы. Однако всѐ меняется, если каждую работу рассматри-вать в общем контексте истории города, области.

Например, исследуется династия купцов N. Если один из них сотрудничал с Российско-Американской компанией, у Душкина возникает тема РАК. Если этим купцам строил дом архитектор А., возникает тема А., мастеровых, поставщиков кирпича. Кирпич же в свою очередь производился в сараях цехового B. из глины, добы-ваемой в предместье Рабочем, которое застраивалось в таком-то порядке... А жена младшего N была дочерью почѐтного граждани-на NN... Эта цепочка может быть бесконечной.

Становится очевидным, что линии жизни каждой иркутской фа-милии, каждого здания самым причудливым образом переплета-ются, сходятся и расходятся, прерываются и снова возникают. И вот эти отступления, казалось бы излишние в отдельно взятой ра-боте, показывают место данного субъекта во всей многомерной истории города и края, “привязывая” его в пространственно-вре-менной решѐтке, делают зримой связь прошлых и будущих поко-лений и между современниками каждого поколения.

Критической оценке деятельности и творчества писателя долж-но предшествовать полное издание его сочинений, желательно – прижизненное. В случае Юрия Душкина – всѐ не так. Во-первых, он не писатель. Сам предмет – историческое иссле-дование – практически не оставляет места для вымысла и домыс-ла. И Юрий Степанович педантично делал выписки из первоисточ-ников, не позволяя себе даже комментариев. Он открывал пути, давал исходный материал для идущих следом писателей. И нужен талант совершенно другого рода, чтобы на основе исторического материала появились такие произведения, как “Юнона” и “Авось” или “Граф Монтекристо”.

Во-вторых, не получится полного издания, потому что уже сей-час практически невозможно собрать все работы Юрия Душкина. Даже имеющиеся находятся зачастую не в том виде, какими были выполнены автором, а о многих работах мы только знаем, что они были. Хотя даже имеющегося материала хватило бы на хороший том.

Прижизненного издания трудов Юрия Степановича Душкина не было. А ведь только автор держит в голове все упомянутые выше связи и пересечения судеб. Только он властен добавить или вы-бросить часть текста, чтобы объединить работы в законченные разделы и циклы. Но возможное мемориальное издание должно, видимо, включить все известные работы.

Это было в-третьих. И всѐ-таки деятельность историка Душкина можно и нужно оценивать. Считают удачей, если у человека жизненное увлечение “вырас-тает” из его работы, является еѐ продолжением. В этом случае и собственный интерес помогает лучше и глубже делать работу, и работа неожиданно может дать новое направление поиска, знако-мит с интересными людьми, позволяет использовать апробиро-ванные методы исследований.

Диапазон исследовательских интересов Юрия Степановича был чрезвычайно широк. Его работы – развѐрнутая история освое-ния сибирских земель, становления и роста Иркутска, других посе-лений. Работая над историческими справками, он, как археолог, снимал отложения «культурного слоя», как реставратор, отделял более позднюю краску и штукатурку, чтобы позволить нам увидеть творения мастеров прошлых веков.

Уже дипломная работа Юрия Душкина стала серьѐзным иссле-дованием по истории сибирской промышленности. Его монография по истории Хайтинской фарфоро-фаянсовой фабрики положила начало заводскому музею и инициировала организацию Усольско-го краеведческого музея. Потом были большие труды по Усолью и Усольскому району, по Иркутску и Сибири.

Особенностью творчества Ю. Душкина является то, что он в своих исследованиях обращался, как правило, к дореволюционно-му периоду жизни нашего региона. Редкие исключения – работы раннего периода творчества или фрагменты, завершающие обзор-ную работу, которая захватывает и советский период.

Он не желал вступать в конфликты с существующим строем, что было бы неизбежно при анализе фактов и формулировании выводов. Ибо всегда найдутся приверженцы той или иной идеоло-гии, которые возьмутся истолковывать литературно-историческое произведение со своей точки зрения, стараясь “заполучить” автора в сторонники или заклеймить как оппонента.

А Душкину некогда было вести идеологические споры. Они от-влекали бы его от работы. И ещѐ он знал силу системы, знал в со-ветской исторической науке примеры, когда такие отвлечения ста-новились бессрочными.

Да и архивные материалы досоветского периода были гораздо более доступны. Юрия Степановича не интересовала борьба идеологий и систем как таковая. В своих работах он не использует слов “конкуренция”, “монополия” и др., которые могли бы косвенно характеризовать общественный строй. Но из самих текстов его ра-бот становится понятно, почему “те” здания стоят 150 лет и ещѐ будут стоять, а построенные в середине XX века уже сносят как аварийные.

Упоминаемые и цитируемые гильдейские правила, приводимые целиком договоры и контракты (иногда довольно объѐмные), где скрупулѐзно оговорены обязательства и ответственность сторон, поручители и контролирующие должностные лица – это и есть те самые, казалось бы, лишние “отступления”. И становится понят-ным, что они выполняют и свою собственную функцию. С их по-мощью автор пытался передать поколению своих современников хозяйственный и экономический опыт предшествующих поколений.

Внимательный и непредвзятый читатель поймѐт, что позволяло городу жить и развиваться на благо стране и жителям региона. Заинтересованный читатель – что-то почерпнѐт, вынесет из хозяй-ственного опыта предшественников. Кто-то задумается, сам нач-нѐт сравнивать и анализировать. Именно на серьѐзных читателей рассчитывал Ю. Душкин, предлагая свои исследования: берите, используйте, – это уже было найдено, было проверено практикой и работало много лет. Для эпохи развитого социализма такое прочтение архивных ма-териалов достаточно необычно и смело. Возможно, это тоже ме-шало публикациям работ Душкина.

Историк Юрий Душкин обладал уникальной памятью. Это стало основой его послевоенной службы (он год служил в органах гос-безопасности) и работы (учительствовал, затем работал в отделе кадров большого треста). Биографии тысяч людей откладывались в памяти, помогали в исследованиях истории родного края. Из та-ких отдельных кусочков складывалась вся многомерная мозаика, составлением которой занимался Юрий Степанович Душкин.

Через несколько десятилетий исследовательских поисков нача-ли вырисовываться контуры возможного большого труда о за-стройке исторического центра Иркутска до и после пожара 1879 года. Работа должна была включать три больших блока, перепле-тѐнных и неразделимых. Это: архитекторы Иркутска, купцы Иркут-ска и старинные здания центра города. Юрий Степанович не успел создать этот обобщающий труд. Но всѐ то, что он написал, собрал, разыскал – прекрасный задел для исследователей, идущих сле-дом, и хотелось бы верить, что рукописи не горят.





Это статья ИВАТУШНИКИ.RU
http://ivatushniki.ru

URL этой статьи:
http://ivatushniki.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=369