Воздушная служба спасения
Дата: 03/10/2009
Тема: ИВАТУШНИКИ


При взлете и посадке вертолета кровь стынет в венах, гул двигателя заглушает голоса, а при одном взгляде на землю с высоты сердце начинает отбивать чечетку. Примерно такие ощуще- ния испытал авиационный инженер Александр Закалов (выпускник ИВВАИУ 1983 г.), когда впервые ступил на борт транспортного вертолета Ми-8. О первых полетах, об интересных случаях из летной практики, о службе в Афганистане и об авиации в целом рассказывает А. Закалов,

Александр Евгеньевич, как вы обычно отмечаете День ВВС?

– По сложившейся традиции раз в два года со своими однокурсниками мы собираемся в городе Жуковском на Международном авиакосмическом салоне. Неописуемое зрелище привлекает людей из разных городов России, которые съезжаются, чтобы посмотреть авиационное шоу: выступление пилотажных групп, выставку авиационной техники и многое другое. Но в этом году фестиваля, посвященного Дню авиации, не будет, поэтому праздник я буду отмечать в кругу семьи.

– Значит, раз в два года вы встречаетесь со своими однокурсниками, расскажите, где вы учились?

– После школы я учился в автомеханическом техникуме в г. Ликино-Дулево. На последнем курсе, когда передо мной встал вопрос о дальнейшем обучении, я решил поступать в Рязанское военно-десантное училище. Даже начал ежедневную подготовку: занимался спортом, бегал. Однако потом поменял свое решение – и в 1978 году я сдал экзамены в Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище, которое окончил в 1983 году по специальности инженер механик пилотированных летательных аппаратов, силовых установок и ракетных двигателей.

С багажом знаний, но без опыта работы меня распределили в Дальневосточный военный округ в город Дальнереченск. Взяли меня бортовым техником вертолета. В училище мы изучали в основном самолеты, а здесь – вертолеты. Пришлось переучиваться… Три недели я готовился, а затем успешно сдал зачеты и экзамен. Так судьба связала меня с вертолетами…

– Расскажите, пожалуйста, о каких-нибудь интересных случаях из летной практики?

– У каждого на воздушном судне свои обязанности: летчик отвечает за пилотирование летательных аппаратов, штурман за навигацию, радист за связь, а бортинженер следит за работой всех систем – и это большая нагрузка. Помню, как еще в училище преподаватели нам говорили, что «троечный» инженер не сможет летать. Поэтому, даже после окончания учебного заведения, инженеру приходится постоянно повышать квалификацию.

Первым вертолетом, на котором я полетел, был Ми-8. Бортовой техник должен был следить за состоянием вертолета: за двигателем и другими приборами, а также за своевременной заправ- кой. Затем я освоил транспортногрузовой вертолет – Ми-6 и Ми-6а.

Начались длительные командировки в Сибирь, на Дальний Восток, а также на Сахалин и Курилы, где я участвовал в ликвидации Курильского землетрясения. Там нам пришлось несладко, перевозили различные грузы и людей, чьи дома были разрушены. Наш экипаж чуть не потерпел крушение – внезапно отказал двигатель, пришлось совершать незапланированную посадку на запасном аэродроме на острове Кунашир и в полевых условиях менять двигатель.

В декабре 1985 года я проходил службу в республике Афганистан. Трудное было время, не проходило ни одного дня, чтобы мы не вылетали на своих «винтокрылых машинах» на боевые задания: десантировали, перевозили то грузы, то раненых. За этот период я был награжден орденом «За службу Родине» III степени и медалью «За боевые заслуги».

– После Афганистана ваша служба закончилась, или вы продолжили летать?

– Позже, в Хабаровске, я продолжил службу в качестве бортинженера-испытателя на военном заводе по капитальному ремонту вертолетов. Затем я перевелся в Московский округ, в Тульскую область, там еще два годика полетал… и на землю. В 1998 году уволился в звании зам. начальника технико-эксплуатационной части полка по вертолетам. В данный момент я работаю в Москве сотрудником службы безопасности в Издательском доме «Коммерсант».

Ольга КИНЯЕВСКАЯ

(фото из архива А. Закалова)





Павлово-Посадские Известия №34 Август 2008 г.

Подписка на новости Иватушники.РУ



Это статья ИВАТУШНИКИ.RU
http://ivatushniki.ru

URL этой статьи:
http://ivatushniki.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=329