Сайт выпускников ИВАТУ, ИВВАИУ, ИВАИИ.
НА ГЛАВНУЮ МОЙ ПРОФИЛЬ ФОТОАЛЬБОМы ФОРУМ ЗАКАЗ СИМВОЛИКИ ЛИЧНЫЙ СОСТАВ НОВОСТИ ВИДЕО НЕКРОПОЛЬ

     Навигация
· Главная
· FAQ
· Journal
· Web_Links
· Архив новостей
· Календарь событий
· Личные сообщения
· Личный состав
· Мой аккаунт
· Наши Дни рождения
· Наши фотографии
· Новости
· Обратная связь
· Опросы
· Рекомендовать нас
· Форум
· Фотогалерея
· Энциклопедия

     Поиск



 Рассказы иватушников: Дневник вертолетчика

ИВАТУШНИКИПосле двух лет службы в должности начальника ТЭЧ (технико-эксплуатационная часть) полка в городе Фрунзе (ныне Бишкек) я был назначен на новую должность в инженерно-авиационной службе воздушной армии и ждал команду на переезд. Неожиданно позвонили из штаба армии командиру полка и передали другое распоряжение — срочно направить меня в город Темиртау в отдельную вертолетную эскадрилью. Цель командировки — участие в расследовании катастрофы вертолета Ми-8т, в которой погибли четыре человека — экипаж и инструктор.

За мной прилетел из Алма-Аты самолет Ан-12, и я, захватив «тревожный» чемоданчик, присоединился к членам комиссии, сидящим в самолете. Атмосфера была гнетущей: угрюмые лица, не слышно ни смеха, ни веселого говорка. Никто не ответил на мое приветствие.

По прилете после краткого заслушивания командира эскадрильи мы убыли вертолетом к месту падения машины. Это был мой первый выезд на место катастрофы, и увиденное меня поразило. Разбросанные по полю части вертолета, обгоревшие тела летчиков, выжженные плешины не успевшего зазеленеть после зимы пригорка… Сильно пахло гарью, пеплом и еще чем-то приторным. Жуткое зрелище… Кто-то мрачно произнес: у погибшего лейтенанта, бортового техника, той ночью родился сын. Смерть сменила новая жизнь…

Вот так я познакомился с праматерью 181‑го овп псс (отдельного вертолетного полка поисково‑спасательной службы) — 77‑й отдельной вертолетной эскадрильей и ее личным составом. Это произошло весной 1971 года. Сложилось так, что до ноября 1978 года я был тесно связан с этим подразделением, выросшим в скором времени в полк. Хорошее и плохое, происходившее там, стало и моими радостью и болью.

Катастрофы в ту пору преследовали полк… Катастрофа Ми-6, за ней — вторая. И тоже — Ми-6. В первой погибло три человека, во второй — семь. Во второй погиб и молодой летчик-казах: его везли на площадку, где он должен был руководить прилетающими вертолетами. Мне этот авиатор запомнился рассказами о своем отце и его фронтовом друге-украинце. Как-то приехал друг из Украины. Привез три саженца яблонь. Высадили они их перед юртой в степи, посидели, попили крепкого чаю, погоревали, вспомнив тех, кто не дожил до Победы. Уехал друг, а казах запечалился пуще прежнего. «Что случилось, ата (отец)? Почему ты такой мрачный?» — спросил сын-летчик у отца.

«Эти деревья мне всю степь загородили, — ответил отец. — Если бы не друг их посадил, я бы их выдернул».

— Видите ли, ему степи мало! — смеялся сын, рассказывая нам эту историю. Он-то успел повидать и лес, и горы, и сутолоку больших городов.

Они летели на площадку под Джамбулом мимо озерца, больше похожего на лужу, к которой стекались в конце дня изнывающие от жары жители города. Вертолет вдруг бешено затрясло, он перестал слушаться управления. Надо срочно садиться, но внизу — люди. Бортмеханик, отстрелив аварийно дверь, стал размахивать курткой комбинезона, стараясь таким образом привлечь внимание отдыхающих, предупредить. Но те понять ничего не могли: кружится, снижаясь, вертолет, и летчик зачем-то машет тряпкой. Шутят, наверное, так? Кое-как перетянув за озерцо, вертолет рухнул на песок и взорвался…

Семь гробов — зрелище не для слабонервных. Без малого весь город вышел проводить погибших героев в последний путь.

Третья катастрофа — и снова Ми-6... Этот вертолет работал на целине. Он упал в несжатый хлеб, пожар выжег площадь в несколько гектаров. Штурман, лейтенант, лежал метрах в пятидесяти от вертолета, парашют его был растянут спекшимся жгутом: попытка выпрыгнуть или случайно раскрылся парашют — кто теперь узнает? Известно одно: все члены экипажа приняли мученическую смерть. Голова командира лежала за пределами выжженного поля — ее отрубила лопасть несущего винта…

Причина катастрофы так и осталась невыясненной. «Черные ящики» не показали отказа техники. Правда, были зафиксированы запредельные отклонения рулей. Очевидно, экипаж допустил ошибку в пилотировании. Об этом говорило и то, что ни слова не было сказано по радио о случившемся. Что ж, попав в критические условия по своей вине, летчики, как правило, в эфир информацию об этом не передают, молча пытаются исправить положение…

Отец погибшего командира экипажа на поминках сказал генералу: «Я вам доверил своего единственного сына, а вы его убили».

— Пришлось мне проглотить этот упрек, — поделился с офицерами полка генерал. — Не мог же я сказать ему, что, возможно, ваш сын погубил пятерых. Отец ведь…

На этой катастрофе я близко познакомился с будущим Героем Советского Союза Василием Васильевичем Щербаковым. Был тогда он еще Васей, звание имел лейтенант. Симпатичный, крепко сложенный, улыбчивый. Не заискивал перед старшими, свою точку зрения отстаивал смело. Любитель розыгрышей. Попался и я однажды. Было это на полевом аэродроме под Джамбулом. Подошел ко мне Вася и спрашивает, видел ли я когда-нибудь каракурта. Я отрицательно помотал головой. Достал он из кармана куртки спичечный коробок, передал мне осторожненько со словами:

— Он там: открывай потихоньку, чтоб не выпустить.

Затаив дыхание, я стал робко раздвигать коробку. Вдруг со страшным шорохом оттуда что-то вылетает мне прямо в лицо, я в ужасе отшвыриваю от себя коробок. А Василий умирает со смеху.

— Проверил полполка — ни одного смелого не нашлось! — сообщил он, накручивая резинку изобретенного им пугала.

Однажды мы участвовали с ним в одном авантюрном эксперименте. Хотели сделать как лучше.

Перед Афганом из Главного штаба ВВС пришла команда готовить летчиков к полетам в горах. Опытные вертолетчики знают, насколько трудно взлетать и садиться в высокогорье, да еще при высокой температуре воздуха. Вертолет перестает быть вертолетом. Он не хочет висеть даже с пустыми баками. На наше счастье, по соседству — в Алма-Ате — базировался вертолетный полк пограничников. Полеты в горах их мало смущали. Наши летчики попросили выделить одного опытного инструктора, который дал бы несколько уроков. И вот с подполковником-пограничником полетели мы в Пржевальск, нашли площадку на высоте 3.500 метров и взялись за дело. До того никто из нас не знал, что есть такой способ взлета — с переднего колеса. Со стороны на это лучше не смотреть… Так и кажется, что вот-вот вертолет споткнется и перекинется на спину. слава богу, обошлось тогда…

А «авантюру» провернули параллельно с полетами в горах, и заключалась она в том, что по наущению отцов‑командиров решили мы проверить качество и возможности наших вертолетов. Начали с Ми-8. Запаслись кислородными масками, баллонами и пошли «покорять» высоту. За штурвалом — инспектор воздушной армии подполковник Терентьев Константин Николаевич, на правом сиденье — майор Кондратьев Николай Васильевич. Между ними на одном сиденье с борттехником — я, майор Кирпиченко Виталий Яковлевич. В руках у меня, как у всякого порядочного инженера, блокнот и карандаш. За моей спиной дышит кислородом Василий Щербаков, в то время уже капитан.

Вот мы доскребли до потолка, обозначенного всеми документами. Тянем выше. Получается. Вот уже 500 метров сверху. Идет. Слегка потряхивает. 1.000 метров. Ползет с трудом, хорошо потряхивает, временами — как по булыжникам на железных колесах едем… Я списываю показания приборов, доволен: параметры в норме. Но смотреть с высоты на скалы неуютно… Посовещавшись, выше не полезли.

Прилетев в Алма-Ату, я сразу же засел за таблицы и графики, чтобы порадовать родные ВВС нашими успехами в испытании «лучшего в мире вертолета». Дело близилось к концу, как ко мне прибежал Терентьев и предложил срочно все сжечь, ибо «москвичи» пригрозили приехать и наказать нас за «партизанщину».

Воистину, инициатива наказуема!

* * *

Эскадрилья, а затем полк создавались в основном для поиска КЛА (космических летательных аппаратов). Одновременно наши экипажи дежурили в других летных полках во время полетов. Дежурство «по космосу», дежурство при полках фронтовой авиации не были простым делом. В истребительном полку разбился однажды на ночных полетах самолет. К месту катастрофы вылетел дежурный вертолет, на борту которого были командир полка, доктор, члены поисковой группы и еще несколько человек, оказавшихся «под рукой». При посадке возле догорающего истребителя вертолет попал в «вихревое кольцо» (своего рода безвоздушный колодец), потерял тягу и управление, упал и сгорел рядом с самолетом, похоронив под обломками всех пассажиров и экипаж…

Зимой (а зимы в Казахстане такие, что Сибирь ужаснется) в степи приземлился необитаемый космический летательный аппарат. Его быстро нашли вертолетчики. Ми-6 сел рядом, чтобы забрать КЛА на внешнюю подвеску, но тут случилось непредвиденное. Одна из лопастей не стала на упор: застыло масло в шарнире. Мороз тогда был –470 С.

Восстановить вертолет, эвакуировать КЛА было приказано мне. Гражданским самолетом прилетел я в Караганду в полночь. В номере гостиницы аэропорта, наполовину засыпанном через щели в окнах снегом, зарывшись в матрацы и одеяла, дотянул я до рассвета. С Колей Кондратьевым, уже подполковником и командиром эскадрильи, мы полетели к окончательно замороженному вертолету. По пути видели недвижимые «гусеницы» из тракторов и автомобилей, отрезанных спереди и сзади снежными заносами. Люди у костров ждали освободителей из снежного плена.

Вертолет обреченно свесил лопасти, заиндевел. Надежд на благополучный исход вылета не было. Летчики и спецохрана КЛА были чумазые, как черти. Они всю ночь жгли автомобильные покрышки, тряпки, смоченные в керосине, и какие-то смолистые шпалы, что им привезли по распоряжению председателя ближайшего села. Утром селяне привезли термос с горячей пищей, пирожки и чай. Приехал и подъемный кран, чтобы поднять провалившуюся лопасть.

Долго грели мы вертолет маленькими подогревателями, занятыми в аэропорту по случаю. Вот уже можно ставить на место лопасть и запускать двигатели, но… крановщик лыка не вяжет. Отчитав как следует гостеприимных хозяев вертолета, мне кое-как удалось усадить в кабину водителя-крановщика. Там, почувствовав привычную обстановку, он замычал и стал хвататься руками за многочисленные рычаги и кнопки. Машина зарычала и запрыгала в сторону вертолета. На опасном расстоянии от вертолета нам удалось ее остановить. Потом с передышками, маленькими шажками, с моей рукой на руке крановщика мы поставили лопасть как надо, на упор.

Запускали двигатели, ожидая скрежета и треска, то есть самого худшего… Но — обошлось!..



* * * Работая «по космосу», многие экипажи прекрасно выполняли задачи по поиску и эвакуации космонавтов. Нашли и вывезли космонавтов Алексея Леонова и Валерия Кубасова, работавших по программе «Аполлон-Союз». Отличились при этом экипажи подполковника Кондратьева, майоров Васильева, Ульянова, капитанов Ильина, Нюнина, старшего лейтенанта Коряковского и известного уже читателю лейтенанта Щербакова.

На борту одного из наших вертолетов Ми-8 было около десятка росписей космонавтов. Родина отмечала вертолетчиков, награждая их орденами и медалями.

Рассказывали случай, произошедший якобы с Василием Щербаковым, ставшим уже Героем.

Дело было так. В Москве, в военном универмаге сидел в кабинке мастер и клеил орденские планки — была когда-то у торговли такая услуга. Оказался среди заказчиков и наш Василий Васильевич.

— Орден Ленина, орден Красной Звезды… — диктовал он мастеру.

— Звезду Героя не надо? — приняв за шутку слова молодого офицера, спросил мастер.

—Надо. Но я еще не все ордена перечислил…

Услышав ответ, мастер посмотрел на посетителя и, увидев награды на его кителе, стал извиняться.

* * *

Формированию полка командование воздушной армии и главный штаб ВВС придавали особое значение: полк нерядовой, задачи у него — сложные, важные. Распоряжение было набирать наиболее подготовленных, грамотных и дисциплинированных офицеров и прапорщиков. Но командиры частей, вопреки этим требованиям, конечно же, старались избавиться от лиц, им неугодных. Из дальневосточного вертолетного полка, например, пришли две эскадрильи, полностью укомплектованные и личным составом, и вертолетами. Это была… сборная солянка со всего полка. Не все были такими, какими хотелось бы их знать. Главный бич — пьянство.

Несколько пилотов были списаны с летной работы и уволены из армии. Они переживали это, приходили на КПП, чтобы встретиться с сослуживцами, приносили рубли на похороны погибшим. Никого не винили, не плакали, не клялись и не просили взять их обратно — в общем, вели себя по-мужски.

Спиться человеку, живущему на задворках большой жизни, очень легко: один раз устроил себе праздник души, в следующий раз тебя пригласили на праздник другой души, потом друга встретил, друга проводил, просто так выпили — и «понесло по кочкам». Оглянулся — а ты уже никто, ты — горький пьяница. И мысли твои, и цели твои — найти выпить. Спасение — работа, занятие интересным делом. Главное — не дать лени и безразличию внедриться в душу и тело. Пиши плохие стихи, рисуй корявые картины, вырезай из клена ложки, даже вышивай крестиком — все это лучше лени и пьянства…

Разные люди приходили в формируемый полк. Попал туда и брат офицера политотдела одного из соединений округа. Когда-то он был отчислен из авиационного училища по летной неуспеваемости. Устроился в заводской клуб, веселил рабочий люд игрой на балалайке и плясками типа чечетки. По просьбе брата зачислили этого плясуна в учебный полк. Скоро инструктор, которому выпала лихая доля вводить его в строй, взмолился. «Дайте мне кого угодно, — встал он на колени перед командиром полка, — хоть самого тупого медведя, от которого отказался самый знаменитый дрессировщик, и я научу его летать, только заберите от меня этого «аса». — «Вози дальше», — был ответ командира.

Но и он сдался, когда однажды на полетах днем в простейших метеоусловиях протеже брата-политотдельца умудрился заблудиться в районе своего аэродрома. И тут вдруг счастливый случай: формируется новый вертолетный полк…

Встретил я этого «героя» в новенькой меховой летной форме, цветущего, расплывшегося в улыбке.

— Как на новом месте служится? — задал дежурный вопрос летчику-плясуну.

— Ну что ты! Здесь совсем не то, что там! — воскликнул он. — Командир — геройский парень! Летаю пока на правом (второй пилот), но скоро пересяду на левое!

Через полгода потекли потоком письма в политотдел и командующему воздушной армией от не успевшего поменять кресла летчика на «вопиющие нарушения порядка и прав со стороны командира…». По этим письмам и заявлениям было принято решение: уволить из рядов армии. Только не командира, а горе-летчика.

Есть хороший (правда, «черный») авиационный анекдот на эту тему.

Прилетел в училище инспектор, ему доложили, что все идет хорошо, но никак не могут научить одного курсанта взлетам и посадкам, один он тормозит весь выпуск.

— Ну так спишите по летной неуспеваемости, — посоветовал инспектор.

— Нельзя, — поясняют ему. И показывают вверх головой. Мол, племянник самого.

— Хорошо, готовьте. Я его сам проверю.

Слетали. Командиры ждут приговора.

— Что вы на человека наговариваете? — говорит инспектор. — Хорошо летает, выпускайте в самостоятельный.

— Да как же!.. Да он же!..

— Выпускайте.

Курсант выруливает, разбегается, отрывается. Самолет переворачивается на крыло, падает и взрывается.

— Ну вот и все! — развел руками инспектор…

…У командира сотни подчиненных, и, естественно, угодить всем, быть хорошим для всех невозможно, да и делать это нет необходимости. Самое верное — быть справедливым, уметь строго спрашивать, но при случае — и защищать подчиненных.

Аэродром Темиртау (Казахстан) на территории брошенного по причине нерентабельности кирпичного завода (глину надо было завозить из дальних стран) если кое-как устраивал эскадрилью, то для полка был абсолютно непригоден. И группа офицеров штаба ва, в их числе и я, полетела по округу, а это три не маленькие республики — Казахстан, Киргизия и Таджикистан — в поисках подходящего места базирования. Условия просты: достаточно территории, жилья и отсутствие свирепых ветров. Последнее — самое сложное, потому что везде этого «добра» было с избытком. По этой причине отказались от гарнизона Аягуз. Там огромная бетонная полоса, есть где жить офицерам с семьями, но… бывают сильные ветры.

Наш прилет в Аягуз совпал с грандиозными учениями десантников, выбросом большого числа людей и техники. Ранним утром я шел по пустынной взлетной полосе в сторону самолетов Ан-12, где должен был оценить возможность размещения наших вертолетов. На полпути догнал меня уазик, остановился. Пожилой человек в летной куртке с характерными чертами служаки кивнул: садись.

Поблагодарив, я сел за спиной начальника, стал украдкой его разглядывать. Что-то было знакомое в облике генерала (что генерал, определил по фуражке). Подъехали к первому самолету, оттуда вышел офицер и доложил спокойным ровным голосом. Они вошли в самолет, заглянул туда и я. На полу, прикрытые брезентом, лежали тела десантников. После я узнал, что при выброске погибли пять человек. Причина— внезапный сильный порыв ветра, десантники расшиблись о бетон, лейтенант погиб от удушения стропой парашюта…



Примечание: Полковник в отставке Виталий КИРПИЧЕНКО, член союзов писателей России и Беларуси, выпускник ИВАТУ 1957 года



 
     Связанные ссылки
· Больше про ИВАТУШНИКИ
· Новость от markos


Самая читаемая статья: ИВАТУШНИКИ:
Розыск друзей, знакомых, сослуживцев


     Рейтинг статьи
Средняя оценка: 5
Ответов: 1


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


     опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу


"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь.

     Случайные фото

53.jpg



image097.jpg



DSC05702.JPG



Каптёрка и её обитат ...



IMG_7120.jpg


В фотогалерею

     Информация о пользователях
Добро пожаловать, Гость
Логин
Пароль
(Регистр)
Зарегистрировались:
Крайний: Alex08041965
Сегодня: 0
Вчера: 0
Всего: 3520

Посетителей онлайн:
Гостей: 78
Своих: 0
Всего: 78

     Наши новости

Видео на иватушники.РУ
[ Видео на иватушники.РУ ]

·Видеоклип
·На территории ИВВАИУ горят казармы
·Торжественный марш
·В Баргузинском заповеднике сняли фильм "Последняя охота"
·Иватушники: наши есть везде
·Поздравления факультета АРЭО с юбилеем
·В память о Володе Рийнер
·Учения инженерно-авиационной службы в/ч пп 88298
·В зданиях и на территориии бывшего ИВВАИУ орудуют мародеры
·20 лет факультету АВ
·Видео от иватушников




PHP-Nuke Copyright © 2005 by Francisco Burzi. Данное программное обеспечение является бесплатным, распостроняемым на основе - GPL License.
PHP-Nuke распространяется без всяких гарантий, подробнее смотреть лицензию.
Открытие страницы: 0.37 секунды