Сайт выпускников ИВАТУ, ИВВАИУ, ИВАИИ.
НА ГЛАВНУЮ МОЙ ПРОФИЛЬ ФОТОАЛЬБОМы ФОРУМ ЗАКАЗ СИМВОЛИКИ ЛИЧНЫЙ СОСТАВ НОВОСТИ ВИДЕО НЕКРОПОЛЬ

     Навигация
· Главная
· FAQ
· Journal
· Web_Links
· Архив новостей
· Календарь событий
· Личные сообщения
· Личный состав
· Мой аккаунт
· Наши Дни рождения
· Наши фотографии
· Новости
· Обратная связь
· Опросы
· Рекомендовать нас
· Форум
· Фотогалерея
· Энциклопедия

     Поиск



 Иркутск: Что было, то было, но быльем не поросло

ИВАТУШНИКИИз воспоминаний выпускника Иркутского офицерского училища 1910-1912 г. Павла Шапошникова.

Иркутское Военное училище стало таковым с 1909 года. До этого оно было Иркутское Пехотное Юнкерское училище. Было основано оно в 1862 году, при ведении реформ Императора Александра II.

До проведения Сибирской железной дороги училище было пехотное, выпускавшее офицеров в Сибирские линейные батальоны, разбросанные от границ Туркестана, с юга, и до обитаемой полосы Сибири, проходящей по линии городов Томска, Омска, Красноярска, Иркутска, – с севера. На восток редкие военные гарнизоны разбрасывались до реки Амура и Владивостока. При училище был отдел кавалерийский, состоявший из одного взвода, преимущественно пополняемого казаками Сибирского, Енисейского, Иркутского, Забайкальского, Амурского и Уссурийского казачьих войск, так как отправлять офицеров из Европейской России было и неудобно, благодаря расстоянию, и дорого.

С проведением железной дороги надобность в кавалерийском эскадроне училища отпала, и он был упразднен, оставлено только пехотное юнкерское училище в составе одной роты юнкеров. Как воспоминание об его кавалерийском прошлом – оставались еще в мое время конюшни и манеж, для вольтижировки и езды в нем, а на досках убитых и георгиевских кавалеров, бывших юнкеров училища, можно было видеть много сотников, есаулов, войсковых старшин – чины совсем не пехотные.

Здания училища располагались на Троицкой улице и в Юнкерском переулке. С 15-го августа до 1-го сентября (сроки приема) можно было наблюдать толпы вольноопределяющихся со всех концов и окраин России. Вот проходит группа с желтыми погонами – гренадеры из московских полков. Москвичи, типичные «русаки», блондины, голубоглазые. С ними рядом – эриванец и апшеронец с Кавказа, явно грузинского или армянского типа. Дальше мелькают синие, красные, белые околыши – полков из Польши и Прибалтийского края; а больше всего – стрелковых малиновых кантов – сибирских стрелков из Иркутска, Омска и всех стоянок этих полков вдоль Великого Сибирского пути до Владивостока, даже дальше, – до бухты Посьета или поста Святой Ольги на Корейском заливе.

Идет экзамен но алгебре, экзаменует полковник фон-Агте (Александр Аполлонович), гроза юнкеров и поступающих, кончивший Инженерную и Артиллерийскую Академии и знающий математику, «как Господь Бог». Но «гроза» был, в сущности, добрейший человек. Но, что делать начальству, экзаменаторам, если нужно набрать 120 человек, а приехало для поступления 500! Конечно, устраивать «избиение младенцев!» И устраивали. Выскакивают из класса, все в поту, отэкзаменовавшиеся.
– «Ну, что, как? Какой билет вытянули?»
– «Задачу о курьерах», шепчет один.
– «А мне попалось простое уравнение, и я быстро его решил», – взволнованно говорит другой. И все настораживаются и думают: «Ах, если б мне тоже, я бы прошел».
С первого дня и до производства в офицеры, юнкер не оставался никогда без наблюдения своего взводного, отделенного – портупей-юнкеров. Спали по взводно в дортуаре, обедали, пили чай – тоже. В спальне кровати были поставлены так, чтобы между ними поместился столик-шкаф на 2-х юнкеров.

Мой постоянный сосед по кровати и сосед по строю во взводе со дня поступления до дня производства был юнкер Бронислав Бурко-Павловский, поляк из Минска, служивший до поступления в Окружном суде этого города. Был он лет на 7 старше меня, с начинающейся лысиной со лба, что дало повод нашему командиру взвода, штабскапитану Владимиру Александровичу фон-Краузе написать в стихотворении-характеристике своих юнкеров: ...Бурко, наполовину лысый И с носом кверху Чегунков...

Я забыл, что он писал обо мне в- этой «характеристике», что-то о моей «ленце» и любви поспать после сигнала «вставать» в 6 часов утра. Я действительно любил поваляться минут пять дольше других, а потом опрометью несся в умывалку и чистил сапоги, чтобы стать в строй без опоздания. За это у нас особенно строго наказывали. Кроме словесного «цука» фельдфебеля, опоздавший без уважительных причин юнкер обязательно получал 4 наряда на дневальство вне очереди или неделю без отпуска. Так внедрялась дисциплина в будущих офицеров.

Что значит четыре наряда вне очереди? Это – неприятное сидение ночью на табурете с 12 до 4-х часов, и потом, поспавши 2 часа, становиться в строй, идти в класс и заниматься, как, другие, выспавшиеся!

Месяца через три происходила присяга на верность службе Царю и Родине. День присяги был торжественно обставлен. Занятия прекращались, и молодые юнкера, в парадных мундирах, выстраивались в громадном рекреационном зале.

Входил Начальник училища и все преподаватели, даже штатские; гремел встречный училищный марш. Начальник училища, полковник Степан Карлович Станковский, здоровался с юнкерами и медленно обходил строй молодых лиц, впившихся в него глазами. Команда: «К ноге!» – и начинался молебен.

Как теперь помню его речь после присяги к нам, молодым, о том, что с сегодняшнего дня мы – солдаты и как почетно быть солдатом Великой Русской армии и что, как будущие офицеры, мы должны научиться подчинятся здесь, чтобы уметь в будущем командовать и быть хорошими офицерами в полках, часто связанных двухсотлетней славой на полях сражений за целость и честь Родины. Эта речь нам казалась образцом понятия о военном долге и ее содержание мне крепко запало в душу на всю жизнь. И до настоящего момента, на старости лет, здесь за границей я вспоминал ее!

Она меня поразила еще и потому, что полковник Станковский был поляк по происхождению и, несмотря на то, что поляки не имели больших оснований быть русскими патриотами, он все же сказал так, о любви к России, как редко кто из русских говорил! Происходил он из польской военной семьи, когдато, при Императоре Николае I, после первого польского восстания высланной в Оренбургский край, где полковник Станковский и родился. Он оставался католиком. В его воспитании, повидимому, сказалось влияние военной среды, где он вырос. В дальнейшем я в жизни заметил, что наиболее патриотическое воспитание детям давали офицерские семьи, семьи сверхсрочных унтер-офицеров и фельдфебелей. У этих людей всегда было заметно сознание долга по отношению к Родине, ее понимание и глубочайшая преданность Царю. Вечером, после присяги, устраивался бал. Приглашались преимущественно семьи военных из города во главе с семьей командующего войсками Иркутского военного округа и других генералов. Но этот бал не был таким блестящим, как бывал бал 6-го декабря (в день святого Николая) – училищный праздник и тезоименитство Государя Императора Николая II-го. Тогда приглашались знакомые юнкеров барышни гимназистки, институтки Иркутского Императора Николая I института, во главе с начальницей, и кадеты Иркутского Корпуса, также масса уважаемых граждан города с их семьями.
Первые недели дежурные офицеры и портупей-юнкера тщательно проверяли одежду, соблюдение правил отдания чести офицерам на улице и правила подобающего юнкеру поведения вообще. В особенности обращалось внимание на вежливое отношение к штатской публике и к дамам, в частности. И можно было наблюдать, как новоиспеченные юнкера выполняли эти обязанности, с каким удовольствием козыряли офицерам и друг другу (взаимное воинское приветствие было обязательно!), как галантно уступали место дамам в театрах, синематографах и т. д.

Как правило, мы носили всегда казенную одежду, но сапоги интендантского фасона нам не нравились, поэтому мы заказывали собственные, более приличные и красивые по нашему мнению. Начальство смотрело на эту вольность сквозь пальцы. Казенные фуражки тоже не подходили к нашему вкусу, – уж очень острые края, да и не по головам каждого – их тоже заказывали в частных магазинах и чтобы они были с мягкой тульей, по моде, тогда начавшей входить в офицерской среде.

Юнкер был занят с 6 часов утра и до 12 часов ночи. Ровно в 6 часов трубил горн или бил барабан, посменно тот или другой, и раздавалась команда дежурных и дневальных: «Вставать, господа!», и юнкера поднимались, одни быстро, другие, как я, очень «с прохладцей», как смеялись надо мной соседи. Но больше пяти минут после сигнала невозможно были задерживаться; нужно была немедленно делать постель, сложить в порядке на своем табурете мундир, шинель, по уставу, бежать в умывальную, где уже тол пились, умываясь и чистя сапоги, товарищи. Через 20 минут другой сигнал и команда фельдфебеля: «Строиться на гимнастику!» Полчаса гимнастики, общая для всех рот молитва, и чай. С 8 часов до 11–классные занятия, потом завтрак и – переодеваться, уже по строевому, на строевые занятия, после которых обед и с 4 до 6 часов отдых. Все ложились и спали. В 6 подъем, снова гимнастика и вечерние классы для подготовки уроков или сдачи «репетиций» до 9 часов, т. е. до поверки, а после таковой опять шли в класс. Но в 12 часов все обязаны были лечь спать. Я редко оставался до 12 часов; все старался уйти к себе наверх и, лежа в постели, поговорить с приятелями. Идти спать разрешалось с 10 часов вечера. Всего проходилось в училище 22 предмета. Язык обязательный был английский и преподавали его двое: полковник барон фон дер Ховен и мистер Грант, американец, женатый на русской, совершенно обрусевший. Он нам говорил, что он потомок генерала Гранта, героя американской войны 1864 года.

Барон фон дер Ховен, добродушный толстяк, с визгливым женским голосом, который часто имитировался юнкерами. Однажды был такой случай: в 1-м специальном классе юнкер Радевич, «Боб», насмешник и забияка, перед тем, как барон должен был прийти в класс, встал на стол, повернулся «тылом» к классу, наклонивши голову книзу к коленям и вставивши между ног географическую карту, свернутую раструбом, изобразил граммофон. Он произносил английские слова, в точности копируя голос Холена, кричал визгливо: «buttons, children, fox» и пр. Мы так смеялись, что не заметили, как открылась дверь и вошел полковник, который остановился и слушал свой собственный голос из «граммофона». Когда дежурный заметил его и скомандовал: «Встать, смирно!», «граммофон» кубарем скатился со стола и встал «смирно» с картой, все еще свернутой рупором. Класс затих и ждал грозы. Но Ховен, как ни в чем не бывало, поздоровался с классом и обратился к Радевичу: «Ну-с, Вы, кажется, выучили урок. Отвечайте...» и начал его спрашивать. Но бедный Боб только и ответил те слова, которые он выкрикивал в свою трубу, а остальные не знал... «Очень хорошо», – сказал барон, – садитесь, единица!» Юнкера любили давать прозвища своим преподавателям, порой очень злые, в зависимости от симпатии к последним. Например, начальника училища мы называли «мандарин» за его дородность и важность в движениях; преподавателя математики и артиллерии – «макака» за маленький рост и круглые глаза в очках. Но, несмотря на обидность такого слова, мы его любили и уважали за громадную эрудицию и хорошее преподавание. Преподавателя фортификации и физики называли «ученым моржем» за висячие рыжие усы и толстую шею. Строевых офицеров, командиров роты и взводных любили за их отчетливость и ровное ко всем отношение. Особенным расположением пользовались: наш «Володя» – штабс-капитан фон-Крузе и «Стась» – штабс-капитан Станислав (Каэтанович) Грудзинский; первый – за товарищеские шутки, всегда остроумные, второй – за его деликатность и мягкость.

Вообще состав преподавателей нельзя было назвать блестящим. Так, например, у нас был очень неудачный преподаватель истории. «Военную историю» преподавал Генерального штаба полковник П (Пархомов Леонид Николаевич). Человек этот совсем не обладал даром слова. Скомкает, промямлит что-то о битве там-то; упомянет старших генералов, скажет о потерях с нашей стороны и со стороны неприятеля, о трофеях; нарисует план боя и все. Никакого подъема, никакой живой искры! А ведь какой благодарный и нужный предмет для воспитания будущих офицеров! И только один Начальник училища умел говорить хорошо, с чувством. Он рассказывал о старых русских полках 1812 года, продолжавших существовать в наше время, и их блестящих делах. Мы слушали его, и наши молодые сердца пылали гордостью за геройство и подвиги наших предков. Был еще предмет, из которого можно было многое почерпнуть, – это русская литература. Преподавал ее Алексей Иванович Ремизов, «штатский» учитель не только у нас, но и во всех иркутских гимназиях, мужских и женских. Но уж какие унылые были эти уроки! Ни малейшим талантом он не обладал и богатейшая наша литература, с ее бессмертными типами из Толстого, Тургенева, Достоевского пропадала в бесцветном и скучном изложении серенького человека. В нашем училище было много поэтов. Был юнкер Владимир Чернявский, донской казак из станицы Усть-Медведицкой. Неплохо писал стихи, особенно злободневные, но плохо кончил. За какой-то подобный стишок, который попал случайно в руки Начальника училища, он был отчислен от училища и в полк попал вольноопределяющимся. Там он в 1912 году застрелился. Однажды я сидел пять суток в карцере училища за то, что шел под руку с дамой, пересекая улицу. Тут я попался навстречу юнкеру С. старшего класса, а он, подозвавши меня, расцукал и доложил фельдфебелю, в результате чего я был ввержен в «узилище» за ... нарушение правил строевого устава.

Так вот, в этом карцере я нашел написанное на подоконнике стихотворение, описывающее сидение в «капонире» (так юнкера называли карцер) «рыцаря де Подолини» и «Солтык хана». Де Подолини-Подолинский, пал смертью храбрых, а Солтык Яхья – татарин, служил со мной впоследствии в 26-м Сибирском полку, геройски дрался и попал в плен к немцам при неудачном штурме укреплений крепости Летцен, в Мазурских озерах Восточной Пруссии, 24 декабря 1914 года.

Я в этом бою командовал 9-й ротой и вероятно тоже был бы пленником, если б не был ранен в середине боя и вынесен за русские линии. Яхья был прекрасный офицер, но юнкером ему случалось сидеть иногда под арестом за мелкие проступки.

Как я уже говорил, в училище устраивалось два бала в год. Большой – 6-го декабря, в день училищного праздника и тезоименитства Государя Императора, и малый, в лагере после съемок. На большой бал приглашалось человек пятьсот. Тут был весь генералитет г. Иркутска, начиная с командующего военным округом, и их семейства. Приглашался также институт благородных девиц во главе с начальницей и каждый юнкер имел право пригласить своих родных и знакомых барышень с их родителями.

За несколько дней до праздника прекращались занятия и начиналась работа по украшению зал, отведенных для бала. Работали все: офицеры, юнкера и солдаты из команды служителей. Внизу, в громадном рекреационном зале и примыкающих классах, устраивался «Зимний сад», с беседками, киосками для фруктовых вод и мороженого, а наверху – в зале и 2-х дортуарах – танцевальные залы. Кровати выносились в манеж, где юнкера и спали несколько дней. В вечер бала, училище представляло из себя волшебный замок. Зимний сад, с его дорожками между елей, перевитых золотистыми и серебряными бумажными лентами, и освещенный разноцветными фонарями; мраморные стены зал и коридоров, украшенные гирляндами из елочных веток и флагами – все это переносило нас точно в другой мир, далекий от скучных занятий и обычной училищной жизни.

В танцевальных залах гремит музыка, юнкера, офицеры в парадной форме, штатские во фраках, дамы в бальных туалетах, институтки и гимназистки в своих красивых, хотя и скромных форменных костюмах – все это движется, смеется, танцует, веселится от души... Бравурная мазурка сменяется краковяком, па д'эспань или мелодично-томным вальсом «На сопках Маньчжурии».

Танцами дирижировал штабс-капитан Чудинов, курсовой офицер, прикомандированный к нам из 5-го Кавказского стрелкового полка, стоявшего в Тифлисе. Он говорил с грузинским акцентом, что нам очень нравилось, и мы повторяли часто его выражение: «Гаспада, Бога ради, ради Бога!», когда он нас о чем-нибудь просил или делал выговор. Штабс-капитан родился и вырос на Кавказе и по типу и разговору был совершеннейший грузин, хотя по происхождению и по фамилии – чисто русский.

Наши юнкера были превосходные танцоры, и особенно в мазурке. И сейчас помню, как хорошо танцевал Леня Валитский со своей «дамой сердца» Олечкой Торчаловской, блондинкой, всегда чудесно одетой, в своем белом платье напоминавшей статуэтку из Севра. Прекрасно танцевали и Вася Петровский, и Шура Кальпус. Наши партнерши гимназистки и институтки не уступали нам в этом искусстве.

Бал кончался в 4 ч. утра, пригласившие дам ехали провожать их. Я тоже отвозил свою «даму сердца», гимназистку 1-й гимназии Марусю К., на лихаче; под полостью саней тесно прижавши ее к себе, так как ночи были морозные.

6-го августа, в день Преображения Господня, часов к 10 утра, пропел сигнал: «Офицеры, офицеры, соберитесь! Соберитесь, соберитесь, соберитесь!..» И полупустой, за отъездом младших классов в отпуск, лагерь ожил. По команде фельдфебелей обоих рот: «Господа офицеры, прошу строиться на передней линейке!» – мы выстроились, хотя еще в юнкерской форме, но уже – офицеры, так как Высочайшая телеграмма, о производстве пришла. Показавшийся в конце линейки начальник училища, после обычной команды – «Смирно!» – поздоровался с нами не как обычно: «Здравствуйте, господа!», а – «Господа офицеры!» и прочел телеграмму - приказ Государя Императора о нашем производстве. Громкое и дружное «ура!» было ответом сотни молодых глоток, и после молебна, спешно переодевшись, мы уже в офицерской форме пошли в столовую, вместе с курсовыми офицерами и начальником училища. После обеда молодые офицеры поехали в город с тем, чтобы увидеть кой-кого из знакомых, а вечером собраться в отеле «Модерн», где объединившиеся компании закадычных друзей, человек по 15-20, заказали прощальный ужин, вместе со «штатскими» друзьями.

Весь город в этот день пестрел формами всевозможных полков и родов оружия Российской Императорской Армии. По Большой улице фланировали: стрелки Сибирские, стрелки Туркестанские, Кавказские в малиновых эполетах; гуляли и мчались на лихачах хорунжие Забайкальцы, Уссурийцы с желтыми лампасами; подпоручики гренадерских Московских и Кавказских полков и армейцы славных частей Императорской Российской пехоты, разбросанных по всему пространству от Белого моря до Черного, от Индийской границы до Германской и Австрийской!

Я помню, как ярко светило солнце, какой был чудесный августовский день, какой бывает только в Сибири, в начале осени. Проходя мимо витрин магазинов, я не мог удержаться, чтобы не посмотреть на свое отражение в офицерском мундире с синими эполетами, которые так гармонировали с синими глазами моей спутницы, моего юнкерского увлечения – Маруси… Иркутск весело праздновал день производства своих юнкеров. Штатские костюмы, туалеты дам, за столиками кафе перемешивались с новенькими формами молодых офицеров. На бульваре, на берегу Ангары, против дома Командующего Войсками и Института Благородных девиц играл военный оркестр, и музыка мелодично разливалась по речной голубой глади широкой реки. На другой стороне ее, на холмах покрытых березами, были домики-дачи, тоже нам знакомые и носящие поэтичное название «Звездочка».

Тогда, не знаю почему, меня потянуло к старым местам и я проехал в лагерь на р. Ушаковке. Он был совершенно пуст. Прошел и в беседку на утесе, спадавшем к реке, где мы вечерами, после поверки, пели хором, сидя на скамейках или лежа на шинелях, брошенных на траву под деревьями. На другой день после посещения лагеря и прощания с городом я уехал. Прощай навсегда мое училище, моя беззаботная юность с ее рыцарским товариществом, прощай гостеприимный Иркутск, ставший мне родным за эти годы, все это нигде и никогда больше не повторяемое!

Примечание:

Подписка на новости Иватушники.РУ



 
     Связанные ссылки
· Больше про ИВАТУШНИКИ
· Новость от markos


Самая читаемая статья: ИВАТУШНИКИ:
Розыск друзей, знакомых, сослуживцев


     Рейтинг статьи
Средняя оценка: 5
Ответов: 3


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


     опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу


"Авторизация" | Создать Акаунт | 2 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь.

Re: Что было, то было, но быльем не поросло (Всего: 1)
от Alehander на 27/05/2010
(Информация о пользователе | Отправить сообщение)
Какое изумительное послание из прошлого! Вспомним, ведь и у нас все так же было. Это же история державы, это надо лелеять и развивать, это должно было быть вечно! Но не дали века протянуть. разрушили, вырвали с корнем страницу истории. Нехристи недалекие. Да воздастся вам по делам вашим.



Re: Что было, то было, но быльем не поросло (Всего: 1)
от Doctor на 27/05/2010
(Информация о пользователе | Отправить сообщение)
Самое интересное, что берет за душу - это атмосфера войскового товарищества и братства, которая как я считаю сохранилась и в наше время обучения в славной Alma Mater, спасибо нашим предшественникам! Спасибо нашим Командирам и Преподавателям!



     Случайные фото

File0169.jpg



Albom-6.jpg



PB297040.JPG



DSC06965.JPG



DSCF0594.jpg


В фотогалерею

     Информация о пользователях
Добро пожаловать, Гость
Логин
Пароль
(Регистр)
Зарегистрировались:
Крайний: Alex08041965
Сегодня: 0
Вчера: 0
Всего: 3520

Посетителей онлайн:
Гостей: 86
Своих: 0
Всего: 86

     Наши новости

Вспомним всех поименно
[ Вспомним всех поименно ]

·Лучников Владимир Александрович
·Сажин Николай Александрович
·Наши уходят
·Светлая память Николаю Васильевичу Миропольцеву
·РОЖКОВ Михаил Иванович
·Железняк Василий Никитович
·Умер последний министр обороны СССР Евгений Шапошников
·75 годовщина великой ПОБЕДЫ
·Иркутян приглашают принять участие в акциях, посвященных Дню Победы
·Москва отметит День Победы пролетом 75 единиц воздушной техники 9 мая
·Во вторник, 25 февраля, умер Дмитрий Язов




PHP-Nuke Copyright © 2005 by Francisco Burzi. Данное программное обеспечение является бесплатным, распостроняемым на основе - GPL License.
PHP-Nuke распространяется без всяких гарантий, подробнее смотреть лицензию.
Открытие страницы: 0.42 секунды