Сайт выпускников ИВАТУ, ИВВАИУ, ИВАИИ.
НА ГЛАВНУЮ МОЙ ПРОФИЛЬ ФОТОАЛЬБОМы ФОРУМ ЗАКАЗ СИМВОЛИКИ ЛИЧНЫЙ СОСТАВ НОВОСТИ ВИДЕО НЕКРОПОЛЬ

     Навигация
· Главная
· FAQ
· Journal
· Web_Links
· Архив новостей
· Календарь событий
· Личные сообщения
· Личный состав
· Мой аккаунт
· Наши Дни рождения
· Наши фотографии
· Новости
· Обратная связь
· Опросы
· Рекомендовать нас
· Форум
· Фотогалерея
· Энциклопедия

     Поиск



 Рассказы иватушников: Воспоминания о 33 к.о. (1958 - 1961)

Статьи ИВАТУшниковМы пришли в военкомат (ЦВК г. Хабаровска) . Нас было семеро. Все с одного 10 класса, все хотели в - ИВАТУ.
- Напишите свои биографии, – сказал полковник, раздавая листы писчей бумаги.
Мы написали и сдали.
- В ИВАТУ требуется 2 человека, разнарядка – на 4. Двух уже взяли. Отбираю по по почерку. Волевой почерк – сильный характер - то, что надо для авиации, – и ушёл.
Через 15 минут появился:
- В ИВАТУ берём Скворцова и Меркушева. Остальным предлагаем – Хабаровское артиллерийское и Уссурийское автомобильное училища.
- Вот как складываются судьбы, – пронеслось в голове.
- Пожалуйста, возьмите ещё Сашку, Синельникова, мы с ним с одного авиамодельного кружка, – выкрикнул Сашка Меркушев.
Полковник, посмотрев на нас, спросил:
- Кто здесь Синельников?
У видев меня, поднявшего по школьному руку, и уже скуксившегося, сказал:
- Подтвердите своё желание.
- Я без авиации – никто.
- Вот как?!
Так я попал в желанный список.

Остальные ребята выбрали: трое - УВАУ, один ХАУ. В Иркутск мы ехали в плацкартном вагоне. Это был мой первый «отрыв» от дома. Ехали впятером. К нам троим подсели ещё двое, отобранные чуть раньше нас: Синицин и Тихонов – симпатичные пацаны и очень похожие друг на друга. Всю дорогу они то игрались, то препирались друг с другом – прямо Чук и Гек. На мандатной комиссии (после вступительных экзаменов) меня спросили: так почему Вы выбираете профиль техника самолёта, а не специалиста по авиаприборам или электронике - ведь Вы занимались и в радиокружке?
- В небе видят самолёты, а не приборы – ответил я, полагая, что с Сашкой мы будем учиться вместе.
Но так не случилось. Выбор мой утвердили, внеся в какой-то список, но с Сашкой разлучили. Он с Синицыным оказался в другой роте механиков, которая размещалась на последнем этаже нашей казармы. Так я вместе с Тихоновым и Скворцовым попал 133 учебное отделение (1-й курс, 3-й взвод 3-й роты 4-го батальона). Не сразу, постепенно, разрозненная масса, казалось, случайных людей, помещённая в одинаковые условия, становилось воинским подразделением, объединёнными целью добиться чего-то в жизни и стать полезными своей Родине (без пафоса). Это сегодня понятие Родина девальвировалось под влиянием общечеловеческих ценностей Глобального мира, а тогда был Союз со своим притягивающим «центром масс» – Россия. Так я узнал о существовании связи между почерком человека и его судьбой. Представленная мною презентация фотографий, как бы продолжает мой рассказ о взводе:



Фото 1. Взвод «на выпуске». Хотя эта фотография является финишной, она даёт представление о людях: примерно треть взвода была с Дальнего Востока, остальные – с Сибири и Приуралья. Взвод, как взвод, разве, может чуть больше у нас было отличников БиПП, чем в других взводах роты. Верхний ряд – уважаемые преподаватели и командиры: слева направо ст. лейтенант Мишутин А.Ф. – преподаватель-двигателист (очень авторитетный для нас, толковый и терпеливый человек, знал гидравлику всех авиадвигателей и работу её в автоматических режимах, а главное доходчиво рассказывал), Болтачёва Е.А. – преподаватель английского языка (уважали за терпение и доброе отношение к курсантам), майор Сумилович Арон Львович – командир роты (волевой, авторитетный и мудрый командир, умел словом выправлять мозги и ставить на место «трудных» курсантов), полковник Грищенко В.М. – 1-й зам. начальника училища, незадолго до выпуска сменил начальника училища уважаемого генерал-майора Щелочилина, капитан Цевелёв В.Д. – командир нашего 3-го взвода, п/полковник Неволин – ст. преподаватель конструкции самолётов Ту-16, (ТУ-22), майор Шелудько В.В. – ст. преподаватель по эксплуатации ТУ-16.



Фото 2. Полугодовой итог учёбы. Отличники Б и ПП 3-й роты (майор Сумилович А.Л.) - за полугодие 1959 г.: Представляют 3-й взвод: Самарин Ю.В., Белявский Б.Ф., Шевчук Л.И., Синельников А.Н., Сорокин А.С., Яценко В.Ф., Шрамков Л.С., Базовский Г.К., Брилянков Г.А., Петров В.М., Тихонов В.Г., Ольховский Ю.Г.



Фото 3. Учебный аэродром. Ознакомление и практическая отработка общих приёмов технического обслуживания самолётов (технические осмотры, контроль износа тормозных колодок, наличие и уровень технических жидкостей и пр.). Это 2-й год учёбы (взвод шёл по программе ЯК-28). Ввиду отставания учебно-материальной базы от программ, практика частично проводилась на старой технике. Тогда за учебным корпусом, где были учебные мастерские и класс по материаловедению (у забора вдоль дороги в город) стояли ещё первые реактивные ЯК-9 (по виду поршневой ЯК-7, но на самом деле реактивный). На них мы отрабатывали приёмы клёпки (латали «дыры»).





Фото 4 и 5. Класс изучения конструкции самолёта. Это 3-й год учёбы. Программу срочно поменяли и мы перешли к изучению ТУ-16 (ТУ-22) по отдельным фрагментам. В перерывах мы с большим удовольствием лазали по, стоявшему в классе, ИЛ-28 и сделали несколько снимков на память. Надо отметить, что я (дитя аэродрома) с особым чувством относился к чудо-технике современной (по тому времени) авиации. Самолёты я одушевлял (каждый тип по-своему). Помню (ещё школьниками) запуски таймерных моделей на Большом аэродроме в Хабаровске. К нам подъехал дежурный с красной повязкой (майор) – отругал и сказал, чтобы мы срочно удалились с лётного поля (дело было на рулёжной дорожке, которая всегда пустовала).Не успели мы «слинять», как на ВВП приземлились три «пешки» (ПЕ-2) и прошли по рулёжке мимо нас. Мы залюбовались. Машины поразили нас изяществом (зелёный глянец и сверкающие огни красного цвета на крыльях и хвосте плюс оружейная мощь турелей). В ближайший выходной мы с отцом копались на огороде (где то в ста метрах) от старых капониров. Из любопытства сбегал к ним и был поражён открывшимся видом: все «пешки» были порезаны на части и их готовили к отправке на утилизацию. Вчера ещё были «живые», летали, а теперь их нет. Для меня это было подобно убийству. Долго переживал увиденное. Но вот в небо взмыли реактивные ястребки (тогда это были МИГ-15 и МИГ-17) и в сердце вселилась новая любовь и стал понятен смысл перемен.



Фото 6. Казарма того времени воспринималась мною, как место для сна и только. Это потом пустые стены начали отделывать под благородные виды древесины и облепили картинами и пропагандистким материалом. У нас во взводе был художник-любитель Володя Смолоногин: первое его полотно маслом было копией с известной картины Репина Е.Ф. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Большое полотно в багете (кажется 3 на 2 м.) поместили в торце спального помещения, где размещался наш взвод. По мере привыкания к картине мы всё чаще стали обнаруживать схожесть некоторых на полотне лиц с курсантами взвода. Это был «код Смолоногина».



Фото 7. Это для меня стал памятным снимком. Я был сержантом — командиром отделения и у меня не всегда складывались отношения с некоторыми курсантами (в частности с Борисом Белявским). Белявский был авторитетным парнем и уже этим оказывал давление на меня. И тут в карауле (или КПП №1) он с такой лёгкостью схватил нас с Ноздриным и оставил приятную память всем нам. С тех пор мы были в хороших отношениях.



Фото 8. Вспоминается, что это случилось на переходе с учебного аэродрома на обед в столовую. В Иркутск пришла Весна. Кто-то предложил сфотографироваться всем взводом. Все с удовольствием собрались для снимка. Это был 3-й курс - счастливое время (в политическом плане - в стране была оттепель)



Фото 9. Этот снимок вызывает во мне одновременно торжественное и скорбное чувства. С одной стороны - он напоминает мне фрагмент какой-то картины художника-баталиста, с другой стороны — о том, что ушёл из жизни мой товарищ по средней школе и училищу Володя Скворцов. На снимке он стоит на бугре (самая высокая точка) в плащ-накидке. Тогда он был зам.командира взвода (ст. сержант). В 60-х годах служил в РВСН (дивизия в г. Ордженикидзе) получил сильное облучение (лечился в военном госпитале в Одинцове, где и умер). Похоронен в г. Хабаровске.



Фото 10. Эпизод городского увольнения. 2-й курс, когда ходили ещё стайкой.



Фото 11. Светлый и радостный момент в Иркутском аэропорту. Скоро разлетимся в отпуск и навсегда (по городам и весям).



Фото 12. Этот снимок напомнил мне о временном пребывании нас в г. Винница, куда мы (кажется 12 человек со взвода) прибыли служить в дивизию дальней авиации (так мы думали, когда выбирали место службы). Право выбора давалось курсантам с красным дипломом. Пэтому у нас было некоторое недоумение когда мы собрались все вместе (отличников среди прибывших было 3-4 человека). Оказывается мы прибыли по назначению МО в штаб Южной армии РСД (ракет средней дальности) - был такой род в РВСН (противостоял силам НАТО). А дальнейшее распределение проходило по признакам: кто холост — в дивизию, где ещё строились позиционные районы и было плохо с бытом (ст. Белокоровичи), кто женат — в другие дивизии (например: Первомайск, Хмельницк, Ивано-Франковск пр.). Вот так мы (Белявский, Колосовский, Ноздрин, Брилянков , Сорокин и я — все холостяки) были направлены в в/ч 32157 (командир п-к Бандиловский Н.Ф.). Позже мы узнали, что годом раньше полк участвовал в учениях под названием «РОЗА» и получил высокую оценку Советского Правительства. Через год после нашего прибытия и после переподготовки полк участвовал в операции под кодовым названием «АНАДЫРЬ». Эти события описаны мною в рассказе «Запустить в штаны ежа». Он опубликован при помощи модераторов сайта cubanos.ru на сервере "Заграница". Даю сноску по которой можно его открыть http://world.lib.ru/w/weterany_k_b/sin01.shtml

Переход от авиации к ракетам проходил болезненно и вот почему:
- это был переход "от алюминия к железу" - откат назад - так мне казалось (всё тяжёлое: ракеты, подъёмно-транспортное оборудование, средства обслуживания-стремянки и пр. - всё из железа (стали). Причину этого искал в неверных организационных решениях: созданный вид ВС (РВСН) после споров в ЦК КПСС возглавили люди от артиллерии, а не от авиации;
- полёт ракеты - происходит исключительно за счёт силы тяги реактивного двигателя. Подъёмная сила корпуса - незначительная и на дальность полёта не влияла. Основная траектория - балистическая - в пределах стратосферы или выше. Всё это отдаляло нас от причастности (в моём представлении) от красоты и романтики полёта самолёта, управляемого человеком;
- это была другая среда людского обитания (люди пришли из разных Видов и Родов войск) со сменой воинской формы одежды.

Но всё это носило временный характер. Время лечит - человек мудреет. Некоторые заметки из записной книжки того периода.
18 АВГУСТА 1958 г. Взвод брошен на помощь городу - укладывать асфальт на проезжую часть к аэропорту (возле училища). Тогда дорога в аэропорт была щебёнточной. Завтра будет президент США Д. Эйзенхауэр. Он намерен посетить военный госпиталь, где лечился его отец в годы гражданской войны. Работали до глубокой ночи. (Позже стало известно — визит отменили). СЕНТЯБРЬ 1958 г. Весь месяц в Домне (под Читой) — в военном совхозе - на уборке урожая (брюквы, турнепса).
ИЮЛЬ 1959 г. Приезд в СССР (с проездом в Москву через Иркутск) ЛЮ ШАОЦИ - председателя КНР в 1959-1969 г.г. Стояли в оцеплении вдоль дороги недалеко от аэропорта. При проезде кортежа махали флажками, предварительно выданными нам комендантом.
1 МАЯ 1960 г.
• 10.00 - Батальон в городе на праздничной демонстрации. Прошли чётко. Дальше - с песнями. Народ — в восторге. Мы млеем и по спине-мурашки.
• 12.00 — Спектакль «Иркутская история». Вещь хорошая.
• 17.00 — Обед. Затем торжественная часть. Кино.
На соседней странице рисунок чернильной ручкой - наш ЗУРС (с гордой пометкой «СССР» - на борту) сбивает самолёт-разведчик США. Внизу - спасшийся лётчик спускается на 2-х парашютах. Этот рисунок посвящён громкому тогда событию (сбит американский самолёт "Локхид" U-2 с Пауэрсом на борту), которое стало поворотным в отношениях СССР к США.
2 МАЯ 1960 г. 29-я годовщина ИВАТУ. Парад личного состава. Спортивные соревнования. Выпал снег — всё, как зимой. Холодно.
21 ИЮНЯ 1960 г. Аудиторию с нашим учебным отделением , где шло занятия по теме тактика лётного боя посетил Командующий ЗабВО генерал-полковник Крейзер Я.Г. В конце занятия был разбор в нашем присутствии - нелицеприятный для преподавателя (майора).
Вечером заступили в караул №2. Был организован временный пост по охране самолёта Командующего (ИЛ-14). Пока стоял на посту любовался поршневой машиной Ильюшина и его отделкой (всякими закруглениями и плавными переходами фюзеляж-крыло и у моторных гондол - это для уменьшения турбулентности в полёте). Упивался чувством гордости. Утром пост упразднили.
12 АПРЕЛЯ 1961 г. Учебный аэродром. Практическая отработка запуска двигательной установки ТУ-16. Сборочно-монтажные работы на ТУ-22 (после дезактивации с Семипалатинске). Пришло сообщение о запуске 1-го в мире космонавта Ю.А. Гагарина. Чудесная новость. Чудесная погода. Чуден и прикрасен этот мир. Всеобщее ликование. Из воспоминаний Синельникова А.Н. 28.03.2012 г.

Примечание:

Подписка на новости Иватушники.РУ

Все новости на Иватушники.РУ



 
     Связанные ссылки
· Больше про Статьи ИВАТУшников
· Новость от markos


Самая читаемая статья: Статьи ИВАТУшников:
Военное образование в США


     Рейтинг статьи
Средняя оценка: 4.5
Ответов: 2


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


     опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу


"Авторизация" | Создать Акаунт | 2 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь.

Re: Воспоминания о 33 к.о. (1958 - 1961) (Всего: 1)
от llyuba49 на 27/08/2012
(Информация о пользователе | Отправить сообщение)
Спасибо автору! Хорошие воспоминания и отличные фотографии.



Re: Воспоминания о 33 к.о. (1958 - 1961) (Всего: 1)
от ACI1 на 08/10/2012
(Информация о пользователе | Отправить сообщение)
Очень хороший рассказ.От души.



     Случайные фото

Ростове на Дон 1.jpg



P1010464.jpg



021.jpg



НОВОстройкА....JPG



P1030838.jpg


В фотогалерею

     Информация о пользователях
Добро пожаловать, Гость
Логин
Пароль
(Регистр)
Зарегистрировались:
Крайний: Alex08041965
Сегодня: 0
Вчера: 0
Всего: 3520

Посетителей онлайн:
Гостей: 89
Своих: 0
Всего: 89

     Наши новости

Вспомним всех поименно
[ Вспомним всех поименно ]

·Лучников Владимир Александрович
·Сажин Николай Александрович
·Наши уходят
·Светлая память Николаю Васильевичу Миропольцеву
·РОЖКОВ Михаил Иванович
·Железняк Василий Никитович
·Умер последний министр обороны СССР Евгений Шапошников
·75 годовщина великой ПОБЕДЫ
·Иркутян приглашают принять участие в акциях, посвященных Дню Победы
·Москва отметит День Победы пролетом 75 единиц воздушной техники 9 мая
·Во вторник, 25 февраля, умер Дмитрий Язов




PHP-Nuke Copyright © 2005 by Francisco Burzi. Данное программное обеспечение является бесплатным, распостроняемым на основе - GPL License.
PHP-Nuke распространяется без всяких гарантий, подробнее смотреть лицензию.
Открытие страницы: 0.40 секунды