Сайт выпускников ИВАТУ, ИВВАИУ, ИВАИИ.
НА ГЛАВНУЮ МОЙ ПРОФИЛЬ ФОТОАЛЬБОМы ФОРУМ ЗАКАЗ СИМВОЛИКИ ЛИЧНЫЙ СОСТАВ НОВОСТИ ВИДЕО НЕКРОПОЛЬ

     Навигация
· Главная
· FAQ
· Journal
· Web_Links
· Архив новостей
· Календарь событий
· Личные сообщения
· Личный состав
· Мой аккаунт
· Наши Дни рождения
· Наши фотографии
· Новости
· Обратная связь
· Опросы
· Рекомендовать нас
· Форум
· Фотогалерея
· Энциклопедия

     Поиск



 Знаменитости ИВВАИУ: Рейс на войну

ИВАТУШНИКИКак все было в самом деле, как живется тем, кто, оставаясь верным военной присяге, с честью выполнил долг и мается, мается мыслями о той непонятной и непринятой войне вот уже двадцать первый год…?

…Ледяной ветер подгонял по протоптанной снежной дорожке. Хотелось побыстрее в тепло, в спокойную атмосферу и ленивые мысли. Ан, нет, покой не заладился сразу. Владимир Алексеевич Михайлин встретил меня во дворе и, заглянув в его глаза, поняла: никогда не настроится душа афганцев на равнодушие.

Биография аховая. Майор запаса, военный летчик, державший семь лет рейс на войну. А начиналась дорога в профессию в обычной Турковской средней школе, классный руководитель Валентина Степановна Шилина подтвердит: мальчишки в шестидесятых годах почти все мечтали «стать летчиком». Романтичная, ответственная и мужественная профессия приглянулась ребятам. А тут еще Советский Союз пробороздил космическое пространство. Вслед за Юрием Гагариным в космосе побывали экипажи смелых летчиков и даже женщина Валентина Терешковастр. Так чего тут гадать по поводу выбора будущего? Однозначно: небо и техника. Закончил Иркутское военное авиационно-техническое училище. Родители доверяли, только мама втихомолку, надеясь на сына и судьбу, молила: не разбейся! Командование огласило по списку: эти пятнадцать человек направляются туда-то, а эти, в том числе турковчанин Михайлин, на Чкаловский аэродром. Обживался, все по душе: военная дисциплина, порядок, друзья-товарищи. Пошел по карьерной лестнице вверх: техник, борттехник, бортинженер. И задания нравились, именно летным экипажам ставилась задача – возить особых пассажиров. Под понятием «особые» понимались не только высшие государственные и военные руководители, но и полярники, миротворцы, разведчики и другие лица, которые летают по необычным маршрутам, часто выбирая в качестве места посадки необорудованные аэродромы, не любят ждать погоды, предпочитают, чтобы информация об их перелетах не проникала в прессу. Особое назначение. Бесповоротно и крайне серьезно этот термин вошел в жизнь Михайлина в конце декабря 1979 года. Страна готовилась к встрече Нового года. Шампанское, бенгальские огни, елки, гирлянды кружились в безрассудном хороводе с мечтами и сказками. Но реальность вмешалась грубо и беспрецендентно, расставляя свои фигуры в нужном раскладе. Приказом эскадрилья была переведена на казарменное положение. Летные экипажи должны быть всегда «под рукой» и готовые через 10-15 минут по мере поступления задач подняться в воздух. Нет права расспрашивать, а интуиция и анализ ситуации подсказывал чрезвычайность и экстренность… Команда поступила кратко: ввод советских войск в Афганистан. Владимир неохотно возвращается памятью в прошлое. Телевизор, в котором программы о той, необъявленной войне в Афганистане, старается не смотреть. Как-то все либо преувеличено, либо гладко. У него свое, профессиональное отношение к событиям.

- Война – это работа…
- Но, позвольте, страшно, ведь либо ты, либо тебя…
- Мы, имею ввиду профессиональных военных, приняли присягу и обязаны подчиняться приказам, которые, как известно, не обсуждаются. И потом: к началу афганских событий я был далеко не мальчик – 33 года… и кадровый военный.
- Разве такой большой возраст?
- Но вы забыли: в окопах находились девятнадцатилетние мальчишки-срочники, ни сном ни духом не знавшие законов военной игры.
- Когда ощутили сложность обстановки?
- Когда спецрейсом в Афганистан была переброшена группа «Альфа». Транспортная авиация не вдавалась в подробности, выполняя приказ: надо, понимая при этом: кампания затяжная. Да, но должен напомнить: лично я в атаку не ходил и в окопах не сидел…
- Что же вы делали?
- Совершал рейсы на войну и обратно. Семь лет маршрут не менялся.

Семь лет. Пытаюсь навскидку в пространстве представить реальность и терпение, и мужество, но не получается. Крутится белеберда в голове: здесь мир и страна в застое, там – кровь, гибель, трагедия… Спрашиваю почему-то: «Как же родные среагировали?» Ответ обескураживает: «А никак. Работали по маршруту строгой секретности: выполняли задание».

Во время афганских событий авиация Чкаловского аэродрома обеспечивала постоянную линию Москва-Кабул, летчикам-транспортникам приходилось летать в Афганистан, нередко подвергаясь обстрелам. Сюда приземлялись печально известные «черные тюльпаны» с погибшими. Пилоты имели высочайший профессионализм, сажая те же ТУ-134 в сумерках, при нижней кромки облачности, на аэродром, где не работали радиотехнические системы обеспечения посадки и т.д. Факты будто из прошлой жизни. Впрочем, не из прошлой, из чужой. Пока мы здесь хороводились со своими «люблю – не люблю», в сорока пяти минутах лета от Ташкента наши парни, наши мужчины, под стать отцам – участникам Великой Отечественной войны, проявляли героизм и патриотизм в Афганистане. До Ташкента лету 4 часа. Значит разрыв в вековых традициях, национальных взглядах всего в рамках пяти часов.

Эту разницу Владимир за все годы так и не научился воспринимать равнодушно.
- Ваше восприятие Афганистана?
- Делая перелет, попадали в самое что ни есть средневековье, в какой-нибудь 1572 год. Подчинение полное вождю-баю, хитрый народ, за спиной всегда ножик. И никакое построение социализма там не возможно по принципу: прилетели, собрали партийное собрание, проголосовали все «за».
Афганистан – это большой урон по экономике, вбухали туда столько средств, ресурсов, жизней… Наше поколение, которое по рассказам старших знало войну, никогда не думало, что реально окажется на передовой боя и что такой затяжной будет развязка. Понимание всего случившегося приходит с годами. С соседями лучше жить в мире.

- По какому маршруту летали?
- Направление – Кабул.
- Видела в рекламе их горы...
- Имеете ввиду картинки к фильму «Кандагар»? Так разве это горы. Кандагар – юг Афганистана, там пустыня. А горы жутки, особенно для летчиков, в направлении на Кабул.

ФАКТЫ

К началу 1980 года авиационная группировка в Демократической Республике Афганистан была представлена 34-м смешанным авиакорпусом и состояла из двух авиаполков и четырех отдельных эскадрилий. Они насчитывали 52 самолета.
Летом 1984 года в состав ВВС-40-й армии входили… плюс транспортный полк и вертолетные части. Первый случай боевого столкновения авиации 40-й армии с самолетами сопредельных Афганистану произошел в апреле 1982 года.

Первый воздушный бой зафиксирован 17 мая 1986 года. …В чем заключалась главная задача транспортной военной авиации? Взлететь и сесть. На данном этапе самолет является уязвлимым. Сложнейшие горы, короткая посадочная полоса, аэродром не подготовлен для приема больших самолетов. Каждый член экипажа – ас. Требовалось умение увернуться, чтобы не зацепиться за горы и уйти от возможного обстрела с земли. Основные потери советская авиация несла от огня с земли. Наибольшую опасность при этом представляли переносные зенитные ракетные комплексы, поставляемые моджахедам американцами и китайцами.

- Владимир Алексеевич, расскажите, с кем летали и зачем?
- Экипаж состоял из шести человек, состав не менялся, всегда были рядом. Это значит, выпадала пора отпуска – все вместе. За весь мой афганский период летал в составе пяти-семи высокопрофессиональных экипажей. С добрым чувством вспоминаю командира Вячеслава Петровича Зубарева. Он был лет на пятнадцать старше меня. Культурный, высокообразованный, очень берег каждого из нас. Для меня он стал отцом. Я верил и надеялся на него, он – на меня. Хочу особо отметить, как это важно: верить и надеяться на того, кто рядом с тобой, или за плечом стоит. На войне надежный товарищ – залог твоей жизни.
Аэродромы Афгана встречали неустроенностью. Приходилось ночевать в сооруженных модулях, где жесткая кровать, матрац с подушкой без постельного белья, громадные перепады температуры. Днем – жара, ночью холод. Повторюсь, транспортную авиацию могли принимать не все аэродромы. Отсталость во всем.

ФАКТ

Командующий афганских ВВС Мир Гаусуддин однажды признался, глядя на проходящий караван кочевников-пуштунов: «Советские дети рождаются под шум телевизора, не умея говорить, они уже умеют включать свет и магнитофон, дергают за руль автомобиля. Когда они вырастут, им не страшно оторваться от одной ручки управления и взяться за другую. А наши дети отрываются от хвоста ишака или верблюда…»

- Владимир Алексеевич, но что же вы перевозили и каков график полетов?
- Полеты совершались по мере поступления задач. Перевозились грузы, специалисты, военные, раненые и… убитые. Маршрут в основном укладывался в один день. Остановка в Ташкенте на дозаправку и – вперед. Все самолеты были оснащены современным оборудованием, позволяющим выполнить воздушные перевозки днем и ночью в сложной метеорологической обстановке при сильном противодействии ПВО противника. Наша военно-транспортная авиация была единственной связью с Родиной.. Афганистан не имеет ни железных, ни автомобильных дорог. Всего экипажи выполнили почти 27 тысяч самолетов-рейсов и перевезли свыше 880 тысяч человек личного состава и 426 тысяч тонн различных грузов.
- Самый тяжелый груз, с которым приходилось возвращаться?
- …(молчит), с трудом: доставка погибших ребят…
Много раненых перевозили. Доставляли в госпитали, расположенные в Ташкенте, Свердловске, Новороссийске, Киеве, Минске, Москве. Наши врачи, конечно, проявляли примеры героизма, но тяжелораненым нужны были стационары, оборудованные современной медтехникой, потому доставляли солдат по распределению.
- Владимир (спрашиваю робко), а что это за папка на журнальном столике?
Позволяет открыть. Собраны документы, подтверждающие причастность Михайлина к афганской войне. А вот «Благодарственная грамота» Первого заместителя министра обороны СССР К. Кочеткова за безупречную службу, вот «Почетная грамота Президиума Верховного Совета СССР: «Воину-интернационалисту за мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении интернационального долга».

…А на военном мундире – ряд боевых наград. Ну как же я забыла их рассмотреть? Впрочем, разве дело в наградах… Они-то даны за мужество и летное мастерство. За то, что ни разу при получении задачи – лететь в Афганистан,- не побежал в медпункт за больничным, не испугался чужой страны, где выстрел ждал за каждым углом, за то что ни разу в ход не пустил личный автомат, а значит не пошли в расход жизни, за то, что вернулся живым с войны и несет свою память по мирной жизни вот уже 21 год. Подрастают дети, по весне одевается в роскошь сад и готовятся спиннинги к рыбе, только все по-прежнему с ним: Чкаловский – Кабул – Россия.



Примечание: автор: Наталья ЖОГОЛЕВА http://www.saratov-media.ru/ag.php?Month=2&Year=2010&Day=12&id=32

Подписка на новости Иватушники.РУ

Все новости на Иватушники.РУ
Юбилейная символика



 
     Связанные ссылки
· Больше про ИВАТУШНИКИ
· Новость от markos


Самая читаемая статья: ИВАТУШНИКИ:
Розыск друзей, знакомых, сослуживцев


     Рейтинг статьи
Средняя оценка: 5
Ответов: 2


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


     опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу


"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь.

     Случайные фото

5-05080013.jpg



potapoff.jpg



сканирование0062.jpg



Изображение 178_536x ...



P4090006.jpg


В фотогалерею

     Информация о пользователях
Добро пожаловать, Гость
Логин
Пароль
(Регистр)
Зарегистрировались:
Крайний: Alex08041965
Сегодня: 0
Вчера: 0
Всего: 3520

Посетителей онлайн:
Гостей: 77
Своих: 0
Всего: 77

     Наши новости

Вспомним всех поименно
[ Вспомним всех поименно ]

·Лучников Владимир Александрович
·Сажин Николай Александрович
·Наши уходят
·Светлая память Николаю Васильевичу Миропольцеву
·РОЖКОВ Михаил Иванович
·Железняк Василий Никитович
·Умер последний министр обороны СССР Евгений Шапошников
·75 годовщина великой ПОБЕДЫ
·Иркутян приглашают принять участие в акциях, посвященных Дню Победы
·Москва отметит День Победы пролетом 75 единиц воздушной техники 9 мая
·Во вторник, 25 февраля, умер Дмитрий Язов




PHP-Nuke Copyright © 2005 by Francisco Burzi. Данное программное обеспечение является бесплатным, распостроняемым на основе - GPL License.
PHP-Nuke распространяется без всяких гарантий, подробнее смотреть лицензию.
Открытие страницы: 0.49 секунды