Сайт выпускников ИВАТУ, ИВВАИУ, ИВАИИ.
НА ГЛАВНУЮ МОЙ ПРОФИЛЬ ФОТОАЛЬБОМы ФОРУМ ЗАКАЗ СИМВОЛИКИ ЛИЧНЫЙ СОСТАВ НОВОСТИ ВИДЕО НЕКРОПОЛЬ

     Навигация
· Главная
· FAQ
· Journal
· Web_Links
· Архив новостей
· Календарь событий
· Личные сообщения
· Личный состав
· Мой аккаунт
· Наши Дни рождения
· Наши фотографии
· Новости
· Обратная связь
· Опросы
· Рекомендовать нас
· Форум
· Фотогалерея
· Энциклопедия

     Поиск



 Книги об училище: В.Д.Шпрах: Полвека с училищем (Главы 1-2)

Статьи ИВАТУшниковПРЕДИСЛОВИЕ

Написать воспоминания о службе и работе в родном училище мне давно советовали родные и друзья. Действительно, прожито семьдесят два года, пятьдесят три из них отдано ИВАИИ, в котором я служу и работаю с 1947 года.

Училище - почти мой ровесник, за эти годы оно выросло из военной школы авиамехаников в военный авиационный инженерный институт с отличной учебной базой, прекрасными традициями подготовки авиационных специалистов высокого класса, высококвалифицированным профессорско-преподавательским и личным составом, активно участвующим в рационализаторской, изобретательской, редакционно-издательской и научной работе. Успехи училища - результат замечательной деятельности его коллектива, состав которого менялся, но всегда оставался объединением патриотов, горячо любящих своё детище, болеющих за его настоящую и будущую жизнь.

Дефицит свободного времени не позволял мне приступить к написанию воспоминаний. Смогу ли я, ведя активную работу в институте, совместить её с этой сложной задачей? Ведь все мы привыкли, что мемуары пишут «старики», закончившие трудовую деятельность, ушедшие в отставку и имеющие достаточное количество свободного времени.

Многие находят в писательской деятельности отдушину, получают удовольствие от сознания того, что своими воспоминаниями могут быть ещё полезными людьми, не имея возможности проявлять себя в более привычной сфере.

Несмотря на возраст, я продолжаю с радостью, как и прежде, трудиться в училище, поэтому и мотивы, побудившие меня приступить к работе, совершенно иные.

Это и приближающийся юбилей училища, когда невольно возвращаешься к его славной и богатой истории, и моё желание ещё раз вспомнить, пережить, оценить всё то, что мы с коллегами смогли привнести для развития и становления его.

И, наконец, моя неудовлетворённость уже опубликованными материалами: уж слишком поверхностно и скупо излагаются в них факты из жизни училища, незаслуженно забыты некоторые замечательные люди - творцы его истории.

Я поставил основной целью рассказать об училище, друзьях, товарищах, коллегах, с которыми жил и трудился в нём. Это, конечно, не исторический очерк, претендующий на освещение всех событий и достижений училища, не показ деятельности всех его ветеранов. Это рассказ о моей жизни в училище, о моих друзьях и товарищах, моих сподвижниках, с которыми я был и по убеждениям, и по делам очень близок, которым я очень благодарен за понимание меня, помощь и совместную творческую работу.

ГЛАВА 1. МОИ РОДИТЕЛИ

Годился я в Москве 28 сентября 1928 года. Родители - образованные, интеллигентные люди, старые коммунисты. Папа рано потерял своего отца и жил с матерью и братом очень скромно. Бабушка - неграмотная женщина, - все силы направляла на обучение сыновей. Отец обладал хорошими способностями и большой прилежностью. Он отлично окончил гимназию, и, пройдя большой конкурсный отбор, поступил в Варшавский университет на исторический факультет, который успешно закончил в 1916 году.

Во время гражданской войны отец служил в Красной Армии, получил воинское звание «бригадный комиссар» (носил на петлицах один ромб). После демобилизации, работая в московских вузах, преподавал историю. Это был человек энциклопедических знаний, владел несколькими иностранными языками, но в то же время был чрезвычайно скромным и застенчивым. Когда его намеревались выдвинуть на политическую работу - возглавить политотдел МТС, - его вызвал секретарь московского комитета партии Г.М. Маленков. После беседы с отцом он сказал: «По знаниям Вы, конечно, подходите для этой работы, а по характеру - нет». Так отец всю жизнь и оставался на педагогическом поприще.

Мать родилась в семье земского врача, любимого в округе за свои знания и бескорыстную помощь. Пользуясь большим авторитетом среди населения, он выдвигался кандидатом в депутаты IV Государственной думы.

После окончания гимназии мама поступила в Киевский институт и окончила его по специальности «дошкольное воспитание». Стала одним из первых организаторов дошкольного воспитания в стране. Работала заведующей районным отделом народного образования в Москве, была депутатом районного Совета депутатов трудящихся.

Мама была умной, жизнерадостной, энергичной и очень доброй женщиной. Живя очень скромно, она всегда стремилась помогать людям и советом, и материально. Её коллеги, соседи, подчинённые относились к ней с большой любовью.

В 1937 году родители были исключены из партии по ложному обвинению и вынуждены были перейти на более скромную работу. Отец стал преподавателем в школе. В первое время ему даже запрещали преподавать историю СССР. Он поступил и закончил географический факультет педагогического института и стал преподавать географию. Мать была переведена на должность заведующей детским садом. В первые дни войны отец обратился с просьбой отправить его на фронт рядовым. Долгое время не было положительного ответа. В 1942 году его призвали в армию, но он серьёзно заболел и был демобилизован.

Мать с первых дней войны возглавила интернат московских ребят, родители которых были на фронте. Интернат был размещён в г. Горбатове Горьковской области. Она сумела сохранить всех ребят и возвратить их родителям. В 1951 году отца арестовали, обвинив его в антипартийной деятельности, а мать уволили с работы. После смерти Сталина отец был реабилитирован, а после решений XX съезда КПСС родители были восстановлены в партии, и им установили персональные пенсии республиканского значения.

Тяжёлая судьба, клевета и оскорбления не сломили их. Они остались такими же энтузиастами, не затаившими никакой обиды, любящими жизнь, верящими в доброе будущее страны и своих детей. И дети не подвели их. Моя сестра стала известным московским невропатологом, а брат снискал славу прекрасного тренера по настольному теннису, воспитавшего многих чемпионов мира и Советского Союза. Ему было присвоено звание «Заслуженный тренер СССР». А в 1999 году он был назван тренером века по настольному теннису.

Я не намеревался так подробно писать о родителях. К стыду своему я даже мало кому рассказывал о них. Но в период подготовки этих воспоминаний и подведения итогов своей жизни, я глубоко осознал, что всё доброе, что удалось мне сделать за эти годы, было заложено в детстве, благодаря замечательному примеру и добрым деяниям родителей. Их давно уже нет в живых, но я остаюсь им благодарным навек.

ГЛАВА 2. ВОЕННАЯ УЧЕБА

С малых лет я мечтал стать военным. Читал книги о войне и об армии, занимался в военно-спортивных кружках, участвовал в военных играх и соревнованиях. Как только я узнал, что в стране образовались специальные военные школы, решил твёрдо - после окончания семи классов пойду в спецшколу ВВС. Это решение ещё более утвердилось, когда я узнал, что мой товарищ, с которым мы играли во дворе в футбол, Витя Хлопотин окончил спецшколу ВВС, а затем авиаучилище, ушёл на фронт и там за героизм в боях получил звание Героя Советского Союза. «Вот что значит окончить спецшколу! - с гордостью за Витьку говорил я. - Буду обязательно лётчиком».

Но годков было ещё маловато. Я закончил только шестой класс. Уверенный в своей готовности воевать с фашистами, защищать Родину, я на второй день после объявления войны написал заявление на имя самого Наркома обороны С.К. Тимошенко. В нём я писал, что готов защищать Родину с оружием в руках, что, несмотря на малый возраст, этим оружием владею хорошо. Через месяц пришёл обычный, стандартный для того времени ответ: «Ваш вопрос рассмотрен, обратитесь в районный военкомат». Я воспринял этот ответ как положительный и довольный двинулся в военкомат, расположенный недалеко от дома на Басманном переулке. В военкомате было море людей. Это был июль 1941 года, когда активно шёл призыв и отправка команд-формирований на фронт. Мне удалось пройти к военкому, который разговаривал со мной вполне серьёзно. В заключение разговора он сказал, что сегодня меня не призывают в армию, но при необходимости обязательно вызовут... Естественно, не вызвали.

В первые месяцы войны я оставался в Москве. Занятий в школе не было, я делал всё, чем занимались в то время московские пацаны: рыли щели, забирался на крыши домов во время воздушной тревоги, сбрасывал на землю не взорвавшиеся «зажигалки» и обсуждал с друзьями, как уйти на фронт. В сентябре мама настояла, чтобы я уехал с ней в г. Горбатов на Оке, где разместился руководимый ею детский интернат. Это были тяжелые дни. Находясь вблизи от Москвы, мы ощущали обстановку и в Москве, и в стране.

Немецкие самолёты бомбили города Горький и Дзержинск, которые находились рядом. В Горбатове размещались военный госпиталь и центр формирования частей. Кругом были военные, фронтовики и убывающие на фронт - мы жили с ними рядом. Учился я в местной школе вместе с москвичами из интерната. Преподаватели в своём большинстве были квалифицированные педагоги, эвакуированные из центральных городов страны. Учёбе, несмотря на все сложности, уделялось серьёзное внимание. При школе были созданы кружки художественной самодеятельности. Здесь я впервые стал заниматься танцами. Основная цель самодеятельности - выступать перед ранеными бойцами в госпитале. Выступали с большим желанием, приятно было ощущать, что мы делаем полезное для бойцов дело. Настрой у пацанов был патриотичный, большинство ребят мечтали стать военными. Многие из них задумали идти в спецшколу.

Закончив 7 классов, я с товарищами уехал в Горький, где подал заявление в спецшколу ВВС. Но меня туда не приняли - забраковала медицинская комиссия по причине дальтонизма - пониженного цветоощущения. Я вернулся в расстроенных чувствах в Горбатов, с надеждой поступить в спецшколу в следующем году. Отлично закончив там 8 классов, вместе с двумя друзьями «зайцами» уехал в Москву (туда въезжали только по пропускам) поступать в московскую спецшколу ВВС.

Для того, чтобы пройти комиссию, я выучил проверочную таблицу кон¬троля цветоощущения и был принят в 9-ый класс спецшколы, которая была эвакуирована в г. Заводоуковск Тюменской области. В августе 1943 года я убыл в Заводоуковск. Спецшкола уже год жила там. Условия жизни были очень сложные. Размещались мы в бараках, спали на двухъярусных нарах. В помещении было холодно, не хватало дров. Кормили очень плохо, хлеб видели раза два в неделю, вместо супа давали горячую воду с несколькими листами кормовой свеклы, а на второе - кровяные котлеты (с мясокомбината давали запечённую кровь). Одеты мы были в старую авиационную амуницию, на голове носили шлемы-будёновки, а на ногах свои гражданские ботинки. Помню, у меня оторвалась подошва на них, и ходил я фактически босиком, хотя уже была зима.

Но мальчишки не унывали, жили весело, от учёбы не отлынивали. С не¬терпением ждали вестей с фронта, и вести были радостные. Наши войска перешли в наступление, после разгрома немецких войск под Курском освободили Смоленск, Брянск, Харьков, а в ноябре Киев. Отмечали мы каждое сообщение Совинформбюро криком «Ура», песнями и танцами. Мы гордились нашей Армией и считали себя её частицей.

В январе 1944 года спецшкола вернулась в Москву. Разместили нас в здании средней школы в районе метро «Сокол». Одели в красивую офицерскую форму, организовали хорошее питание, учащимся-москвичам разрешили жить дома. К занятиям были привлечены лучшие московские педагоги.

Командование школы большое внимание уделяло строевизации и укреплению воинской дисциплины. Мы стали походить на настоящее воинское подразделение со всеми его атрибутами. Спрос с нас был строгим. За плохую учёбу и низкую дисциплину взыскивали... Самым строгим наказанием считалось снятие форменной одежды. Нарушителей одевали в старые гимнастёрки и брюки до исправления.

Изучение основ конструкции самолёта, двигателя, аэродинамики, а также парашютная практика проводились летом в военных лагерях. В Москве я активно приступил к любимым занятиям: математике в математическом кружке МГУ и хореографии в кружке самодеятельности шко¬лы. На московской математической олимпиаде в апреле 1945 года я занял второе место, что давало мне право без экзаменов быть принятым в университет. Успехи в хореографии закончились приглашением в хореографическое училище при Большом театре. Но ничто не могло меня соблазнить. «Буду только лётчиком», - говорил я. И с этим настроением закончил десятый класс спецшколы.

В преддверии выпуска страна праздновала День Победы. Это был необыкновенный, незабываемый день. Счастью и радости не было конца. Рано утром, сразу после объявления по радио о капитуляции фашистской Германии, я помчался к друзьям-спецам, и мы, не задумываясь, не договариваясь с остальными, двинулись на Красную площадь. Народ ликовал, нас мальчишек, одетых в военную форму, обнимали, целовали, подбрасывали в воздух, «качали», говорили слова благодарности. Мы понимали, что эти чувства и любовь нами не заслужены, это дань нашей Армии, отстоявшей страну, победившей врага. А для нас - это лишь аванс.

Выпускные экзамены этого года были тоже необычные. Это был первый год в советской школе, когда выпускникам выдавались аттестаты зрелости, а лучшим - медали. Учителя проявили значительную заинтересованность в получении «спецами» большего количества медалей. Были определены кандидаты на медали, которых готовили специально. В числе кандидатов был и я. Однако из числа одиннадцати, отлично сдавших экзамены, медали дали только двоим -одному золотую и одному серебряную. Я оказался без медали, но это не было трагедией.

Трагедия поджидала меня на медицинской комиссии. Несмотря на все мои старания, меня забраковал окулист, и опять из-за дальтонизма. Это было ужасно! Рушилась моя мечта! Зачем же я отказался от других предложений? Говорить об этом было уже поздно. Но можно ли было предположить, что нас, «спецов», направят даже не в авиационно-техническое училище, а в Вольскую школу авиамехаников! «Спецов» - красу Москвы, щеголей, одетых в замечательную офицерскую форму, кавалеров, которых приглашали на балы в женскую правительственную гимназию, танцующих на них с шиком танцы от мазурки до линды, переодевали в «обмотки», грязную «робу» и читали мораль, забудьте о девушках, сладком и всякой интеллигентности.

Прощались мы со «спецами», уезжающими в лётное училище с болью в сердце и завистью. Впоследствии узнал я, что многие из них стали отличными лётчиками, а двое - Володя Комаров и Лёва Дёмин - космонавтами. В школе авиационных механиков я проучился около месяца. Согласно решению Главкома ВВС всех выпускников спецшколы 1945 года отправили на учёбу в Харьковское ВАТУ. Нам повезло - мы были первые «спецы», которых приняли в авиационно-техническое училище. Учились «спецы» успешно. Это были эрудированные курсанты, имеющие хорошую образовательную подготовку, отлично развитые физически, любящие службу в Армии и мечтавшие отдать ей всю свою жизнь.

Учёба давалась мне легко. Занимался я с большим удовольствием. Мно¬го времени отдавал любимой хореографии. Наш танцевальный коллектив успешно выступал на украинской сцене, участвовал в различных смотрах художественной самодеятельности. Победив летом 1947 года на армейском смотре в Киеве, мы поехали в Москву на смотр ВВС, где были отмечены как лауреаты смотра и оставлены на заключительный концерт. За успешное выступление мы были поощрены командованием ВВС и училища. Сами получили громадное удовлетворение.

Но вернулись мы в Харьков, когда наши товарищи уже заканчивали сдачу государственных экзаменов. В результате выпуск из училища нашей группы танцоров был задержан на 1,5 месяца, и все её члены - четыре выпускника получили назначение в Иркутскую авиационную школу механиков.

Впечатления о годах учёбы в ХВАТУ остались самые тёплые. Училище было укомплектовано хорошо подготовленными командирами и педагогами, которые, несмотря на серьёзные материальные трудности в послевоенные годы, давали солидную подготовку выпускникам. Добрая память о командирах и преподавателях училища осталась на долгие годы. С некоторыми из них я встретился позже в ИВАТУ, куда они были переведены из Харькова в связи с тем, что ХВАТУ стало высшим инженерным училищем ракетных войск. В их числе был заместитель начальника училища по строевой подготовке полковник А.С. Эрлих. О нём и в Харькове ходили легенды. Это был непререкаемый авторитет для всего состава. Красавец и умница. Около двух лет он прослужил в Иркутске на аналогичной должности. И за этот короткий срок стал известен всему городу. Жители Иркутска ходили специально посмотреть «Бороду» (у него была красивая чёрная борода), когда он возглавлял училище на парадах, проводившихся на площади им. Кирова.

Прекрасная строевая выправка и владение приёмами с оружием, необыкновенная для его возраста физическая подготовка, умение красиво работать на снарядах - все эти качества заставляли к нему относиться по-особому, с любовью и уважением. Его девиз был - «делай, как я». Но чтобы так сделать, надо было много и долго трудиться.

Умный воспитатель, настоящий интеллигент, он сыграл большую роль в подготовке строевых офицеров училища. Вместе с ним в училище прибыл мой харьковский командир батальона подполковник Г.С.Полинский. Опытнейший офицер, проведший всю войну на фронте, прекрасный строевик и талантливейший человек, он обладал феноменальной памятью, знал весь состав батальона не только по фамилиям, но и по имени-отчеству. В Иркутске за два года он блестяще закончил исторический факультет государственного университета. Это был командир, достойный подражания.

В ИВАТУ приехали и отличные харьковские преподаватели: подпол¬ковник Абрамсон - старшим преподавателем технологического и подпол¬ковник Делерт - старшим преподавателем тактического цикла. Они внесли большой вклад в становление нашего училища. Сейчас, по прошествии многих лет, я мысленно сравниваю два учили¬ща: Харьковское, которое окончил, и Иркутское, в котором служил всю жизнь. Оценивая качество обучения и воспитания курсантов в этих училищах, вижу, насколько проигрывали харьковчане, потому что в ХВАТУ несравнимо хуже проводилась практическая подготовка, не уделялось достаточно внимания воспитанию воли, закалки, привитию навыков выполнения заданий в сложных условиях, не воспитывалось у курсантов чувство гордости за училище, за его успехи и достижения. И, наконец, учебно-материальная база, непрерывная работа всего личного состава училища по её развитию не поддаётся никакому сравнению. ИВАТУ, бесспорно, лучше!

Продолжение


Примечание:

Подписка на новости Иватушники.РУ



 
     Связанные ссылки
· Больше про Статьи ИВАТУшников
· Новость от markos


Самая читаемая статья: Статьи ИВАТУшников:
Военное образование в США


     Рейтинг статьи
Средняя оценка: 5
Ответов: 1


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


     опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу


"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь.

     Случайные фото

IMAG3280.jpg



Изображение 150.jpg



6.jpg



P1020880.JPG



7790.jpg


В фотогалерею

     Информация о пользователях
Добро пожаловать, Гость
Логин
Пароль
(Регистр)
Зарегистрировались:
Крайний: Alex08041965
Сегодня: 0
Вчера: 0
Всего: 3520

Посетителей онлайн:
Гостей: 87
Своих: 0
Всего: 87

     Наши новости

Видео на иватушники.РУ
[ Видео на иватушники.РУ ]

·Видеоклип
·На территории ИВВАИУ горят казармы
·Торжественный марш
·В Баргузинском заповеднике сняли фильм "Последняя охота"
·Иватушники: наши есть везде
·Поздравления факультета АРЭО с юбилеем
·В память о Володе Рийнер
·Учения инженерно-авиационной службы в/ч пп 88298
·В зданиях и на территориии бывшего ИВВАИУ орудуют мародеры
·20 лет факультету АВ
·Видео от иватушников




PHP-Nuke Copyright © 2005 by Francisco Burzi. Данное программное обеспечение является бесплатным, распостроняемым на основе - GPL License.
PHP-Nuke распространяется без всяких гарантий, подробнее смотреть лицензию.
Открытие страницы: 0.40 секунды