Сайт выпускников ИВАТУ, ИВВАИУ, ИВАИИ.
НА ГЛАВНУЮ МОЙ ПРОФИЛЬ ФОТОАЛЬБОМы ФОРУМ ЗАКАЗ СИМВОЛИКИ ЛИЧНЫЙ СОСТАВ НОВОСТИ ВИДЕО НЕКРОПОЛЬ

     Навигация
· Главная
· FAQ
· Journal
· Web_Links
· Архив новостей
· Календарь событий
· Личные сообщения
· Личный состав
· Мой аккаунт
· Наши Дни рождения
· Наши фотографии
· Новости
· Обратная связь
· Опросы
· Рекомендовать нас
· Форум
· Фотогалерея
· Энциклопедия

     Поиск



 Знаменитости ИВВАИУ: Россия 'продала' Латвии знаменитую 'тушку' за 1 евро.

ИВАТУШНИКИНа днях в Рижском аэропорту приземлился необычный самолет из Москвы. Пассажиров не было, в расписании он тоже не значился. Звезды эстрады, олигархи, политики инкогнито этим бортом не прилетали. Между тем рейс не имеет аналогов в новейшей истории двух стран: "Аэрофлот" отправлял в Авиационно–технический музей при аэропорту "Рига" самолет–ветеран — отслуживший свой срок Ту–134 А.

На фоне краснозвездных вертолетов и истребителей, давно прописавшихся в музее, их гражданский собрат — белоснежный, с синим вкраплением "Аэрофлот" — кажется новеньким.

— Самолет — 1981 года. В прошлом году его сняли с эскплуатации, хотя остаточный ресурс по планеру еще 10 тысяч часов, — объясняет директор музея Виктор Талпа. — Мы узнали, что в "Аэрофлоте" появился такой старичок. Обычно их отправляют в утилизацию — на металлолом. Списались с руководством "Аэрофлота" и попросили передать нашему музею. Ведь для тех, кто в советское время пилотировал самолеты, да и пассажиров, это не просто экспонат — память о прошлом. Ту–134, Ту–154 — лучшие годы моего поколения.

Шесть месяцев продолжалась переписка, согласование деталей. "Аэрофлот" согласился продать самолет за один евро, но зарплаты экипажу за перелет, страховку, керосин должна была оплатить латвийская сторона.

— Это общемировая практика, — уточняет Талпа. — Англичане продали немецкому авиамузею "Конкорд" за такую же сумму. Правда, остальные расходы там были на порядок выше.

Командир необычной эскадрильи не скрывает, что еще полностью не рассчитался за приобретение и не скоро рассчитается. Потому что финансирует все из собственной пенсии и такого же небольшого жалованья. А государство, министерство? — спросите вы. Музей ведь государственный, а не частный. Совершенно верно. Только реально он держится на одном человеке — ветеране авиации Викторе Талпе. Обычная картина в сегодняшней Латвии — немногое хорошее, что осталось, держится на таких одержимых, чудаках, бессребрениках.

В музее, который сейчас официально именуется Авиационно–техническим имени Цандера, я был еще в 1990–е. Тогда под старые самолеты и вертолеты тоже была выделена территория возле аэропорта, но в другом месте. Оказалось, за это время музей шесть раз менял прописку! Вскоре новый переезд. Куда — вопрос. А эта территория отойдет новому терминалу аэропорта.

— Земля дорогая, особенно здесь, — разводит руками бывший летчик. — Спасибо аэропорту и за то, что сейчас имеем, помогают чем могут.

Хотя это, конечно, громко сказано. Ладно, у страны нет собственных возможностей помочь, ну так привлеките еврофонды. А средства нужны. Самолеты и вертолеты, авиадвигатели, вооружение — все под открытым небом. В идеале для каждого из припаркованных здесь четырех десятков самолетов и вертолетов нужно строить собственный ангар, но мечтать об этом в нынешней Латвии, где деньги вкладывают в "замки света", — несерьезно. Но хотя бы для авиационных двигателей, вооружений ангары нужны.

…По ступеньками поднимаемся в кабину самолета, на борту которого выведено — ТУ–104. Для человека непосвященного — самолет как самолет.

— Первый реактивный в мире, — поясняет директор. — На этой самой машине Хрущев летал.

Необычна история ее появления в музее. После того как срок эксплуатации вышел, лайнер передали РКИИГА — для подготовки студентов. У них его присмотрел колхоз–миллионер "Накотне" для аэроклуба. Через несколько лет "колхозные уточкины" так раздолбали самолет, что хоть в металлолом отвози. Талпа вывез реликвию к себе и вернул ей вторую молодость.

А вот МиГ–21! Его выменяли на… 12 тонн металлолома. В советское время существовали клубы по интересам для школьников. Чтобы они обучались на "живой технике" Совет министров разрешил списанную технику, в том числе и военную, передавать клубам за металлолом. Этот МиГ–21 — из училища Алксниса.

— На этой технике когда–то обучались учащиеся старших классов, — рассказывает мой сопровождающий. — Окончив клуб, получали специальность моториста по эксплуатации Ан–2. 80 процентов моих выпускников поступили в летные училища и вузы Союза.

В конце 1990–х бывший клуб стал музеем. Долго Виктор Талпа ходил по инстанциям — военную технику с красными звездами в министерствах называли "оккупационной". Американцы удивлялись ему: "Зачем тебе унижение? Приезжай к нам с "оккупационным металлоломом". Миллионером станешь". Но он не уехал. Не для того собирал, чтобы за кордон отвозить.

— Какие самолеты в училище Алксниса были, — вспоминает директор. — Ничего не осталось: часть в Англию продали, там их на крыло подняли, часть — на металлом. Моя совесть чиста: ни одного борта не порезал. У меня рука не поднялась бы.

Командир уникального авиапарка и в новые времена умудряется доставать экспонаты. Не без помощи добрых людей. Из Киева, с киностудии "Довженко", его бывший воспитанник Андрей Башловский доставил вертолет Ми–1, немцы передали самолет CESNA–150 американского производства, из бывшего военного гарнизона в Эстонии пригнали Су–7 — "здоровую дуру на 13 тонн". Идут переговоры с Краковским авиамузеем об обмене экспонатами. В рижском музее два самолета L–29 и МиГа–15, а в Кракове дубликаты МиГ–17 и 19. Правда, поляки пока не ответили на письмо из Риги.

— Может, русский забыли? — недоумевает Виктор. — Отправлю новое — на английском. Надо договариваться.

Разговор прерывает звонок. Школа интересуется возможностью экскурсии. "Без проблем, — в трубку говорит Виктор. — Билет для школьников — 50 сантимов, для взрослых — 2 лата. Учителям — бесплатно. Работаем без выходных — с 9 до 18 часов".

Заходят сюда и военные. Директор показывает в "Книге записей" слова благодарности от командира НВС Юрия Маклаковса, посмотреть на технику бывших врагов приезжали из Шяуляя и натовцы — летчики, патрулирующие небо Балтии. Летом частые гости — студенты авиационных специальностей РТУ, где еще изучают технику "живьем", а не на компьютере. В советское время в каждом из авиационных вузов Латвии была собственная техническая база, сейчас нынешние студиозусы могут "пощупать" ее только в музее.

…Англичане, не раз прилетающие в Ригу специально в авиационный музей, не верят, что мы — бедная страна. "С такими–то музеями". Я бы добавил: и с такими людьми — одержимыми, окрыленными, настоящими подвижниками.

Многие, зная, как Виктор Талпа выбивал уникальные экспонаты, о которых мечтают известные западные музеи, не могут взять в толк, почему он остался здесь, на скромной пенсии и такой же зарплате. "На Западе богатейшим человеком был бы со своими "игрушками".

Тем, кто ходит по земле, в людях ценит лишь умение "набить бабло", трудно понять, что выпускник Иркутского военного училища — бывший бортинженер, поднимавший в небо и военные, и гражданские самолеты и имеющий один из самых больших в Латвии показатель летных часов (более 9 тысяч) — богатый человек. Ведь богатыми на Руси называли не тех, у кого было много денег, а тех, кто живет по законам cовести, тех, кто свои способности, талант, полученные свыше, не разменял и не продал. "Вести Сегодня+" № 12.

Примечание:

Подписка на новости Иватушники.РУ



 
     Связанные ссылки
· Больше про ИВАТУШНИКИ
· Новость от sergento


Самая читаемая статья: ИВАТУШНИКИ:
Розыск друзей, знакомых, сослуживцев


     Рейтинг статьи
Средняя оценка: 5
Ответов: 1


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


     опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу


"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь.

     Случайные фото

P1050338.JPG



на самоподготовке.jp ...



SA401573.jpg



P4154658.JPG



phoca_thumb_l_105A76 ...


В фотогалерею

     Информация о пользователях
Добро пожаловать, Гость
Логин
Пароль
(Регистр)
Зарегистрировались:
Крайний: Alex08041965
Сегодня: 0
Вчера: 0
Всего: 3520

Посетителей онлайн:
Гостей: 48
Своих: 0
Всего: 48

     Наши новости

Вспомним всех поименно
[ Вспомним всех поименно ]

·Лучников Владимир Александрович
·Сажин Николай Александрович
·Наши уходят
·Светлая память Николаю Васильевичу Миропольцеву
·РОЖКОВ Михаил Иванович
·Железняк Василий Никитович
·Умер последний министр обороны СССР Евгений Шапошников
·75 годовщина великой ПОБЕДЫ
·Иркутян приглашают принять участие в акциях, посвященных Дню Победы
·Москва отметит День Победы пролетом 75 единиц воздушной техники 9 мая
·Во вторник, 25 февраля, умер Дмитрий Язов




PHP-Nuke Copyright © 2005 by Francisco Burzi. Данное программное обеспечение является бесплатным, распостроняемым на основе - GPL License.
PHP-Nuke распространяется без всяких гарантий, подробнее смотреть лицензию.
Открытие страницы: 0.37 секунды