Сайт выпускников ИВАТУ, ИВВАИУ, ИВАИИ.
НА ГЛАВНУЮ МОЙ ПРОФИЛЬ ФОТОАЛЬБОМы ФОРУМ ЗАКАЗ СИМВОЛИКИ ЛИЧНЫЙ СОСТАВ НОВОСТИ ВИДЕО НЕКРОПОЛЬ

     Навигация
· Главная
· FAQ
· Journal
· Web_Links
· Архив новостей
· Календарь событий
· Личные сообщения
· Личный состав
· Мой аккаунт
· Наши Дни рождения
· Наши фотографии
· Новости
· Обратная связь
· Опросы
· Рекомендовать нас
· Форум
· Фотогалерея
· Энциклопедия

     Поиск



 Рассказы иватушников: Вещь в себе

Статьи ИВАТУшниковнаписал " Своим рождением это повествование обязано моим давнишним наблюдениям за работой летчиков-истребителей в строевых частях, а так же переписка с заслуженным работником ОКБ Туполева, Виктором Алексеевичем Свиридовым на эту же тему.

Коротко изложу суть. Работая техником самолета, приходилось много и часто общаться с пилотами, которые летали на обслуживаемом мной самолете. Я был всегда последним, кому в глаза смотрел летчик перед полетом и я был всегда первым, кто встречал его после вылета. Это своего рода были «моменты истины» в нашей работе. Когда один человек уходит на ответственное и порой опасное дело, а другой провожает (соответственно приходит и встречает), чья ответственность за подготовку и выполнение этого самого дела делится пополам, люди чуть- чуть психологически обнажаются, становятся легко «читаемы» и при этом становится очень даже легко определить «кто есть кто». Да, были в полку среди пилотов один – два человека, которые боялись летать (я их за это нисколько не осуждаю) и так же пара тех, с кем больше, чем с другими пилотами происходили неприятности в небе (а вот это "вещь в себе" я и до сих пор не понимаю этого феномена). Первых отличал грустный вид, какой-то не очень веселый взгляд и вечное недовольство самолетом после полета. Вторые никак не определялись внешне, только громкой своей "славой" аварийщиков. Две - три крупных поломки или серьезные предпосылки и таких ребят старались перевести работать на простенькие учебные Л-29 или на вертолеты. Как ни странно, многие потом на вертушках в Афганистане отлично воевали, остались живы и с правительственными наградами. Неожиданно мои наблюдения подтвердились некоторыми исследованиями, проводившимися в конце семидесятых годов в ЛИИ им. Громова при подготовке пилотов-слушателей Школы летчиков-испытателей (ШЛИ), именно при участии Виктора Алексеевича Свиридова. Основной задачей было изучение эргономических характеристик перспективных самолетов, то есть их приспособленности для удобного использования летчиком, но ребята пошли чуть дальше и поинтересовались вопросом с другого конца, а как и насколько сам летчик приспособлен к овладению самолетом? Первая и основная задача решалась путем изучения и оценки психофизиологической напряженности (ПФН) организма летчика (пульс, частота дыхания, давление, скорость реакции и многое другое) до и после полета, в ответ на «удобство или не удобство» осуществлять полет и выполнять задание на данном самолете. При этом учитывались многие факторы тренированность пилота, сложность полетного задания и другие. Как если бы, например, после привычных «Жигулей» сначала пересесть на КАМАЗ, а затем без привычки поездить на нем в час пик по незнакомой Москве. Помню, прилетел один наш майор, начальник штаба эскадрильи с ночного перехвата воздушной цели, пот по лицу течет, волосы под шлемом мокрые, а куртка шевретовая кожаная – хоть выжимай. Помогаю ему вылезти из кабины, а он и говорит: «Как люди летают? Ничего не боятся!» Со временем, уровень ПФН у пилотов снижался, но как оказалось, не у всех. И вот здесь выскочила вторая не менее интересная и важная проблема из области приспособляемости летчика к самолету. Оказалось, что у нескольких пилотов, буквально единиц, ПФН не снижалась в процессе тренировочных полетов, а постоянно оставалась на довольно высоком уровне, даже при выполнении простых полетов. И это позволило Виктору Алексеевичу Свиридову сделать очень важный, но крамольный по тем временам следующий вывод. «Рискну высказать предположение (в принципе - это мое внутреннее убеждение), очевидно, есть категория людей, чья психика и физиология не может адаптироваться к выполнению какого-то рода деятельности. Человек хочет (и заставляет себя) выполнять эту работу, а “организм противится”. Это можно сравнить с хождением по краю пропасти. Одни не боятся высоты. Другие не могут побороть этот страх. Заставить себя ходить по краю - могут, но ценой необычайно больших психофизиологических затрат. Вот тут и жди неприятностей». А дальше Виктор Алексеевич пишет вообще удивительные вещи. «…по материалам работы со Школой летчиков-испытателей определились несколько человек, у которых в полетах стабильно держалась очень высокая психофизиологическая напряженность! Я мысленно назвал их «группой риска», хотя никаких реальных оснований для этого не имел. По мере выпуска курсанты ШЛИ становились испытателями. Шло время. Постепенно вся “группа риска” пополнила списки потерь: одни погибли, другие попали в тяжелые летные происшествия и после травм больше не летают. Вот эти сведения в совокупности послужили основой для гипотезы: постоянная работа на верхнем пределе психофизиологической напряжённости - это значит предпосылка к лётному происшествию... А постоянная слишком высокая (но неадекватная) напряжённость лётчика – это либо «плохой» самолёт, либо «плохой» лётчик». Вот и выяснилось, что ларчик просто открывался – «Вещь в себе» оказалась специфическим комплексом психофизиологических свойств организма пилота, когда его ошибки и как следствие –аварийность, обуславливалась неспособностью выполнять определенные задачи в определенных условиях. Как бы человек и не виноват вовсе, типа - выше головы не прыгнешь. Вот и получалось, что если никакой дружбы у пилота с самолетом - истребителем не получается, то может быть на вертолете он будет ас и чем раньше -тем лучше. И да простят меня уважаемые пилоты за то, что немного поперемывал им здесь косточки. Подмосковье, 2009г.

Примечание: Ансеров Д.О.

Подписка на новости Иватушники.РУ
"



 
     Связанные ссылки
· Больше про Статьи ИВАТУшников
· Новость от sergento


Самая читаемая статья: Статьи ИВАТУшников:
Военное образование в США


     Рейтинг статьи
Средняя оценка: 5
Ответов: 2


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


     опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу


"Авторизация" | Создать Акаунт | 2 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь.

Re: Вещь в себе (Всего: 1)
от Ансеров на 18/03/2009
(Информация о пользователе | Отправить сообщение)
Вот елки,подписать статью забыл.



Re: Вещь в себе (Всего: 1)
от Шишленко на 19/03/2009
(Информация о пользователе | Отправить сообщение)
Научное подтверждение народной мудрости-"очко-то, оно не железное!"



     Случайные фото

папа~0.jpg



SN200161~0.JPG



CCF30052007_00001~1. ...



P4164912.JPG



P1000549.JPG


В фотогалерею

     Информация о пользователях
Добро пожаловать, Гость
Логин
Пароль
(Регистр)
Зарегистрировались:
Крайний: Alex08041965
Сегодня: 0
Вчера: 0
Всего: 3520

Посетителей онлайн:
Гостей: 79
Своих: 0
Всего: 79

     Наши новости

Статьи ИВАТУшников
[ Статьи ИВАТУшников ]

·Поздравляю С Новым 2023 годом
·Твори добро себе во благо
·СТОП КОРОНАВИРУС
·Поздравление
·День ВВС
·Международный авиационно-космический салон (МАКС).
·Пятый юбилейный Международный военно-технический форум «АРМИЯ-2019».
·благоустройство в Городке ИВАТУ
·Итоги жеребьёвки ЧМ-2018 по футболу
·День защитника Отечества
·Лыжный пробег по Байкалу




PHP-Nuke Copyright © 2005 by Francisco Burzi. Данное программное обеспечение является бесплатным, распостроняемым на основе - GPL License.
PHP-Nuke распространяется без всяких гарантий, подробнее смотреть лицензию.
Открытие страницы: 0.37 секунды