Сайт выпускников ИВАТУ, ИВВАИУ, ИВАИИ.
НА ГЛАВНУЮ МОЙ ПРОФИЛЬ ФОТОАЛЬБОМы ФОРУМ ЗАКАЗ СИМВОЛИКИ ЛИЧНЫЙ СОСТАВ НОВОСТИ ВИДЕО НЕКРОПОЛЬ

     Навигация
· Главная
· FAQ
· Journal
· Web_Links
· Архив новостей
· Календарь событий
· Личные сообщения
· Личный состав
· Мой аккаунт
· Наши Дни рождения
· Наши фотографии
· Новости
· Обратная связь
· Опросы
· Рекомендовать нас
· Форум
· Фотогалерея
· Энциклопедия

     Поиск



ОЗЕРКОВА Софья Ивановна (1933)


Капитан запаса ОЗЕРКОВА Софья Ивановна



Среди многих частей Советской Армии, прославивших свои боевые знамена в битвах Великой Отечественной войны против фашистских захватчиков, был 46-й Гвардейский Таманский Краснознаменный ордена Суворова III степени женский авиационный полк легких ночных бомбардировщиков. В этом полку всю войну возглавляла инженерно-авиационную службу воспитанница ИВАТУ Софья Ивановна ОЗЕРКОВА.


— После окончания Иркутского училища в 1933 году меня оставили здесь же работать старшим инструктором практического обучения на эксплуатационном цикле, за¬тем преподавателем моторного цикла, — вспоминает С. И. ОЗЕРКОВА.


В декабре 1941 года ей было приказано отправиться в распоряжение Марины Расковой в город Энгельс, где формировался женский авиационный полк. Здесь ОЗЕР-КОВУ назначили старшим инженером (заместителем командира полка по инженерно - авиационной службе) 588 авиационного полка ночных бомбардировщиков. Менее чем через год после отправки на фронт, полк стал 46 Гвардейским и прошел с боями до Германии.


С первых дней форми¬рования полка С. И. ОЗЕРКОВА взялась за подготов¬ку авиационных специалистов. Она в полку была од¬ной из немногих кадровых командиров Красной Ар¬мии. Ко времени формирования полка за ее плечами уже было десять лет служ¬бы в Иркутской авиатех¬нической школе. Взыска¬тельная и строгая, она требовала от подчиненных самой высокой ответствен¬ности за порученное дело. Мария ЩЕЛКАНОВЛ, служившая вместе с ОЗЕР¬КОВОЙ, рассказывает: „С первых же дней органи¬зации полка к нам прибы¬ла старший лейтенант С. И. ОЗЕРКОВА - стро¬гая, по-военному подтянутая, физически закален¬ная... Весь коллектив механиков и техников невзлю¬бил ее за то, что она начала с муштровки, выправки, строгого соблюдения уставных правил. Она требовала, чтобы мы дословно повторяли ее приказания, докладыва¬ли об исполнении, подходили и отходили но форме. А мы, люди, пришедшие с гражданской службы, считали соблюдение воинской дисциплины ненужной формально¬стью. Мы были убеждены, что и без соблюдения буквы устава честно и самоотверженно выполняем свой долг. А ОЗЕРКОВА была неумолима и не шла ни на какие уступки. В любое время — днём и ночью, в мороз и бурю— она поднимала нас „по тревоге" и с часами в руках следи¬ла за точным выполнением своих приказаний41. Молодые девушки полка, порой избалованные и не¬уравновешенные, всем сердцем принимая существо совет¬ской воинской дисциплины, не сразу поняли, что оно неотделимо от ее формы, от определившихся за десяти¬летия порядков нашей воинской жизни. Командир в их глазах мало чем отличался тогда от педагога, а правила воинского порядка — от школьных, институтских правил. Для них еше не была очевидной непосредственная, пря¬мая связь между законами победы в бою и будничными требованиями уставов, являющихся краеугольным камнем воинской дисциплины — фундаментом всей силы и непобе¬димости советских войск. „Обидно было, что нам прика¬зывают, когда мы — вольные люди, привыкли к прось¬бам и советам, но не приказам,4' — вспоминает однополчанка ОЗЕРКОВОЙ Е. ПАСЬКО.


Впоследствии М. ШЕЛКАНОВА и ее полруги поняли свою ошибку и глубоко сожалели о ней. Им стало ясно, что старший инженер С. И. ОЗЕРКОВА своей требова¬тельностью и строгостью закаляла, готовила к преодоле¬нию трудностей, с которыми они встретились в боевой обстановке, они увидели, уразумели, что ОЗЕРКОВА не сухой бездушный формалист, за которого ее принимали, а живой, прямой, отзывчивый человек. „Мы полюбили ОЗЕРКОВУ, оценили ее как талантливого руководителя, старшего товарища и друга", — писала потом М. ЩЕЛКАНОВА.
Летом 1942 года, после формирования и учебы полк прибыл в район донских степей. Под руководством ОЗЕР¬КОВОЙ техники и механики учились работать во фрон¬товых условиях. День и ночь, не зная устали, техничес¬кий состав работал у самолетов. Не было случая, чтобы машины подводили в воздухе, девушки обеспечивали без¬отказное их действие в самых трудных условиях, умудря¬ясь на ходу исправлять такие повреждения, которые в мирное время надолго выводили самолет из строя. Летчи¬ца Г. ДОКУТОВИЧ рассказывала: „В период боев на Те¬реке каждый из наших боевых экипажей имел на своем счету от 150 до 200 вылетов, и этим мы обязаны образ¬цовому порядку, установленному БЕРШАНСКОЙ на стар¬те и блестящей работе механиков под руководством С. И. ОЗЕРКОВОЙ. Не успеешь доложить командиру о результатах полета, как машина уже готова к новому вы¬лету: горючее залито, бомбы подвешены. Молодцы наши механики и вооруженцы, им ничего не надо говорить — сами все сделают".


С самого начала в полку действовала своя „академия". Осваивая ее курс, девушки - вооруженцы становились ме¬ханиками, переучивались на штурманов, штурманы — на летчиков. Преподавала в «академии» и С. И. ОЗЕРКОВА. А сколько хлопот по материальной части было у ОЗЕРКОВОЙ. Ведь она отвечала за каждый самолет, за надежность его работы в каждом боевом вылете, за скорейший ввод в строй поврежденных в бою машин, за каждого механика и техника, за правильность организации работы всего технического персонала. Одно¬полчан изумляло мужество, стойкость, высокое чувство долга ОЗЕРКОВОЙ. Днем она проводила осмотры

самоле¬тов, контролировала выполнение работы и учила новобран¬цев. А ночи напролет она, неутомимая, отправляла ма¬шины на боевые задания и встречала их,
Все авиационные специалисты полка работали и ночью и днем. Это изматывало людей, не получавших достаточ¬ного отдыха.


С. И. ОЗЕРКОВА внедрила в жизнь новаторское пред¬ложение: на ночь посылать не всех, а только строго оп¬ределенное расчетом количество техников и механиков, по¬требное для обеспечения ночной работы, для того, чтобы они имели больше времени на отдых и для подготовки авиа¬ционной техники днем к следующей боевой ночи. В послед¬ствии этот метод вошел в систему и получил наименование „Озерковского метода". Он применялся во многих частях ВВС Советской Армии.


Тысячи боевых вылетов совершили экипажи полка за войну. Успех каждого из них обеспечен безотказной работой авиационной техники, заботливо подготовленной к бою неутомимыми тружениками — техниками и механиками под руководством старшего инженера, капитана авиационно-технической службы С. И.ОЗЕРКОВОЙ. Труд и бое¬вые заслуги С. И. ОЗЕРКОВОЙ по достоинству оценены Родиной. Она награждена пятью орденами и медалями, В 1947 году Софья Ивановна уволилась в запас. Прожи¬вает сейчас в г. Одессе, ведет активную общественную работу.






[ Вернуться назад ]

Выпускники Иркутского военного авиационного училища 1931- 2009 гг.

Copyright © от ИВАТУШНИКИ.RU - (1370 Прочтено)


     Случайные фото

img511.jpg



P1000872.JPG



брусника - лучший за ...



DSC07914.JPG



Image-16.jpg


В фотогалерею

     Информация о пользователях
Добро пожаловать, Гость
Логин
Пароль
(Регистр)
Зарегистрировались:
Крайний: Alex08041965
Сегодня: 0
Вчера: 0
Всего: 3520

Посетителей онлайн:
Гостей: 20
Своих: 0
Всего: 20

     Наши новости

Вспомним всех поименно
[ Вспомним всех поименно ]

·Лучников Владимир Александрович
·Сажин Николай Александрович
·Наши уходят
·Светлая память Николаю Васильевичу Миропольцеву
·РОЖКОВ Михаил Иванович
·Железняк Василий Никитович
·Умер последний министр обороны СССР Евгений Шапошников
·75 годовщина великой ПОБЕДЫ
·Иркутян приглашают принять участие в акциях, посвященных Дню Победы
·Москва отметит День Победы пролетом 75 единиц воздушной техники 9 мая
·Во вторник, 25 февраля, умер Дмитрий Язов




PHP-Nuke Copyright © 2005 by Francisco Burzi. Данное программное обеспечение является бесплатным, распостроняемым на основе - GPL License.
PHP-Nuke распространяется без всяких гарантий, подробнее смотреть лицензию.
Открытие страницы: 0.30 секунды