Сайт выпускников ИВАТУ, ИВВАИУ, ИВАИИ.
НА ГЛАВНУЮ МОЙ ПРОФИЛЬ ФОТОАЛЬБОМы ФОРУМ ЗАКАЗ СИМВОЛИКИ ЛИЧНЫЙ СОСТАВ НОВОСТИ ВИДЕО НЕКРОПОЛЬ

     Навигация
· Главная
· FAQ
· Journal
· Web_Links
· Архив новостей
· Календарь событий
· Личные сообщения
· Личный состав
· Мой аккаунт
· Наши Дни рождения
· Наши фотографии
· Новости
· Обратная связь
· Опросы
· Рекомендовать нас
· Форум
· Фотогалерея
· Энциклопедия

     Поиск



Калицов Солтан Гетагазович


Калицов Солтан Гетагазович
(1922-1998)
Генерал-майор инженерно-технической службы
Начальник Иркутского ВВАИУ 1970-1982 гг.

Генерал-майор инженерно-технической службы Солтан Гетагазович Калицов родился в апреле 1922 года в се лении Дигора. Его поколение росло и мужало в конце тридцатых, в годы индустриализации страны, бурного развития техники, и авиации в частности. В 1938 году Солтан закончил девять классов, а через год - рабочий факультет сельскохозяйственного института.
Развитие авиации, исторические полеты Чкалова, Громова и других асов советского воздушного флота, как и его решающая роль в освоении Арктики, будоражили вообра-жение, и множество молодых людей мечтало о полетах, о покорении небесного океана. Мечтал об этом и Солтан. Однако в отличие от других его интересовали не столько полеты, сколько техническое устройство самолета и возможности его совершенствования. А было Калицову в ту пору только 17, и поэтому в летное училище его не принимали.
Ждать и терять год не хотелось, и он поступает в Киевский инженерно-строительный институт. Учился Солтан отлично, но профиль учебного заведения имел весьма отдаленное отношение к авиации и интерес к учебе постепенно угасал.
Цельная натура Солтана Калицова жаждала осуществления своей мечты, и потому через год он оставляет этот вуз и переходит в Киевский авиационный институт имени Ворошилова. Естественно, содержание обучения в этом вузе было ближе к цели, однако и этот выбор далеко не полностью соответствовал его исканиям. Именно в поисках путей к поставленной цели со всей полнотой проявился характер Калицова.
В 1941 году Калицов уехал в Сталинабад, где в ту пору находилось прославленное Харьковское военное авиационное училище, которое он окончил в 1942 году и получил диплом по специальности - преподаватель по теории авиадвигателей.
Казалось бы, что могло дать ускоренное обучение в училище? Вопрос, конечно резонный, но надо учитывать то, что училище, во-первых, славилось профессионализмом состава преподавателей, во-вторых,- своими славными традициями, а главное - содержанием обучения. Наконец-то Солтан Калицов вплотную подошел к цели - изучению авиационных двигателей, которые, в конечном итоге, определяют действенность стальной птицы.
В августе 1943 года Калицов прибыл в полк штурмовой авиации Брянского фронта, войска которого в то па мятное время вели усиленную подготовку к Курской битве Готовился к ней и противник, сосредоточив в том направле нии огромное количество танков, артиллерии и авиации Фашисты были полны решимости взять реванш за поражение под Сталинградом.
И, естественно, Курская битва 1943 года имела своей це лью сорвать крупное наступление немецко-фашистских войа и разгромить стратегические группировки противника.
Гитлеровское командование придавало огромное зна чение этой операции, так как поражение войск в Сталинград ской битве подорвало военную мощь и моральный дух армии и населения Германии. Значительно упал ее престиж в странах-сателлитах. Чтобы улучшить внутриполитическое положение рейха и предотвратить дальнейший распад фашистского блока, немецкому командованию было крайне важ но овладеть стратегической инициативой и повернуть ход войны на Востоке в свою пользу.
Немцы поставили задачу окружить и уничтожить вой ска Центрального и Воронежского фронтов, а затем нане сти удар по тылу Юго-Западного фронта. Задача была мае штабная, и для ее выполнения были привлечены отборньк войска вермахта и наиболее опытные генералы. На Курс ком направлении в составе ударных группировок былс сосредоточено 50 дивизий, из них 16 танковых и моторизованных, что составляло 70% всех танков, 20% пехоты, 65% всех боевых самолетов. В абсолютных цифрах это выглядело следующим образом: 900 тысяч человек, 10 тысяч орудий и минометов, 2700 танков и штурмовых орудий и более 2050 самолетов. При этом следует подчеркнуть что военная техника была представлена новейшими типами танков «Тигр» и «Пантера», штурмовыми орудиями«Фердинанд», самолетами-истребителями «Фокке-Вульф 190-А» и штурмовиками «Хейнкель-129».


Автор счел возможным привести эти статистические данные потому, что именно они помогают представить, с одной стороны, вражескую мощь, а с другой - титанические усилия, которые предстояло предпринять Советской Армии. Успех войск на Курском направлении в значительной степени зависел от массированных налетов нашей штурмовой авиации и, как следствие, уничтожения живой силы и техники.
Дни и ночи, порой неделями без сна и отдыха авиатехник Солтан Калицов готовил самолеты к бою. Влюбленный в стальную птицу и изучивший до винтика устройство машины, он относился к ней, как к живому организму, от которого зависели судьба летчика и успех полета.
Словесно невозможно выразить ту степень ответственности и требовательности, которую испытывал к себе Калицов, готовя машину к полету. Чувствовали и понимали это и пилоты. Снаряжение и контрольный осмотр самолета, проведенные Калицовым, были гарантией исправности машины, и это вселяло уверенность в действия летчика.
Здесь уместно сказать о том, как глубоко уважали молодого авиатехника летчики не только Брянского фронта. Это имело место и в грядущих боях на Втором Прибалтийском, на Третьем Белорусском и Первом Украинском фронтах.
Можно, не боясь преувеличения, утверждать, что немалый вклад в дело победы авиации над жестоким и коварным врагом внес отмеченный правительственными наградами самоотверженный воин Солтан Калицов.
Закончилась Великая Отечественная война и, наконец, осуществилась давняя мечта Калицова: с 1945 по 1951 г., он прошел полный курс обучения в Военно-воздушной акдемии имени проф. Н. Е. Жуковского. Так огромный практический опыт, полученный на войне, был подкреплен великолепными теоретическими основами.
Любовью к делу, к поиску путей осуществления мечты - дарить людям мир и счастье - Всевышний щедро наградил Солтана Гетагазовича Калицова, одного из замечательных представителей осетинской военной интеллигенции.

По материалам книги Г.Т.Дзагуровой. “ СЫНЫ ОТЕЧЕСТВА”
Владикавказ, “Проект-Пресс”, 2003.






[ Вернуться назад ]

Командный и преподавательский состав Иркутского ВВАИУ (ВАТУ)

Copyright © от ИВАТУШНИКИ.RU - (2613 Прочтено)


     Случайные фото

Изображение 255.jpg



3~0.jpg



5. все.jpg



Саня Катрич.JPG



DSCN8322.JPG


В фотогалерею

     Информация о пользователях
Добро пожаловать, Гость
Логин
Пароль
(Регистр)
Зарегистрировались:
Крайний: Alex08041965
Сегодня: 0
Вчера: 0
Всего: 3520

Посетителей онлайн:
Гостей: 121
Своих: 0
Всего: 121

     Наши новости

Вспомним всех поименно
[ Вспомним всех поименно ]

·Лучников Владимир Александрович
·Сажин Николай Александрович
·Наши уходят
·Светлая память Николаю Васильевичу Миропольцеву
·РОЖКОВ Михаил Иванович
·Железняк Василий Никитович
·Умер последний министр обороны СССР Евгений Шапошников
·75 годовщина великой ПОБЕДЫ
·Иркутян приглашают принять участие в акциях, посвященных Дню Победы
·Москва отметит День Победы пролетом 75 единиц воздушной техники 9 мая
·Во вторник, 25 февраля, умер Дмитрий Язов




создать бизнес
PHP-Nuke Copyright © 2005 by Francisco Burzi. Данное программное обеспечение является бесплатным, распостроняемым на основе - GPL License.
PHP-Nuke распространяется без всяких гарантий, подробнее смотреть лицензию.
Открытие страницы: 0.76 секунды